Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 67. SWOT-анализ развития сферы связи и информационных технологий

Сильные стороны

Слабые стороны

- высокий научно-образовательный потенциал отрасли; - сосредоточение большого числа центров разработки и обслуживания информационных систем, ведущих российских сотовых операторов, подразделений крупных зарубежных ИТ-компаний; - наличие головной организации разработчика отечественной промышленной защищенной системы управления базами данных ЛИНТЕР; - наличие крупнейшего в Центральном Черноземье центра обработки данных "DataHarbour"; - наличие крупнейшего предприятия радиоэлектронного комплекса России ОАО "Концерн "Созвездие"; - развитая сеть торговых организаций по продаже и обслуживанию компьютерной техники; - покрытие сотовой связью 90% территории области

- дефицит высококвалифицированных специалистов; - офшоризация бизнеса ИТ-компаний; - отсутствие крупных инвестиционных проектов, требующих создания развитых информационных систем; - преимущественная направленность отрасли в сторону продажи оборудования, а не разработки ПО; - предоставление большинством ИТ-компаний смешанного спектра услуг и продуктов, отсутствие специализации на конкретных сегментах отрасли; - слабая инфраструктура связи в сельской местности; - низкая конкурентоспособность ИТ-предприятий; - отсутствие конкурентной инфраструктуры поддержки и развития ИТ

Возможности

Угрозы

- рост инвестиций в развитие человеческого капитала; - развитие потенциально перспективных направлений импортозамещения (СУБД ЛИНТЕР); - повышение спроса на оборудование связи, производимое на территории области; - повышение квоты бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах области; - использование государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры широкополосного доступа на территории области; - повышение спроса граждан на электронные услуги путем развития сети МФЦ и популяризации регионального портала государственных и муниципальных услуг; - размещение на территории области центров разработки и поддержки информационных систем крупных ИТ-компаний

- отток из региона высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий; - усиление офшоризации бизнеса ИТ-компаний; - поглощение мелких компаний крупными сетевыми структурами; - снижение потенциала государственной поддержки в сфере информационных технологий


Источник: департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области.

Развитие услуг связи на протяжении ряда последних лет обеспечивается в основном за счет увеличения числа пользователей услуг подвижной электросвязи. За прошедшие пять лет число подключенных терминалов сотовой подвижной связи в расчете на 1000 человек населения увеличилось в 1,5 раза и составило на конец 2013 года 1688 единиц. Число подключенных к сетям абонентских терминалов подвижной радиотелефонной связи достигло 3931 тыс. ед., что на 3,9% больше уровня 2012 года.

При таких темпах развития сотовой связи, а также благодаря жесткой конкуренции и многообразию тарифных планов, в полной мере удовлетворяющих самые широкие запросы абонентов сотовых операторов, население все больше отказывается от услуг городской телефонной связи, тарифы на которые относятся к разряду регулируемых.

Так, к началу 2014 года число квартирных телефонов общего пользования составило 565,3 тыс. ед. и уменьшилось за год на 19 тыс. ед. (по сравнению с 2009 годом - на 154,1 тыс. ед.). Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами (в расчете на 1000 человек населения) составила в 2013 году 243 ед. (в 2009 году - 308 ед.).

С развитием подвижной электросвязи ежегодно уменьшается число телефонных таксофонов, но в 2013 году их количество осталось на уровне 2012 года. На городских и сельских сетях области находилось в эксплуатации (по состоянию на 1 января 2014 года) 1789 таксофонов всех видов, а по сравнению с 2009 годом их число уменьшилось на 1155 ед.

Аналогичная ситуация наблюдается и в проводном вещании, где также происходит уменьшение количества основных радиоточек. По сравнению с 2009 годом их количество сократилось в 2 раза и составило на начало 2014 года 81,6 тыс. ед.

Рост тарифов на услуги связи за 2009 - 2013 годы составил 17%. При этом плата за радиоточку поднялась в 2,8 раза, отправку телеграммы - в 2,2 раза, пересылку письма - в 1,9 раза. Одновременно услуги междугородной телефонной связи подешевели на 16%.

За 2013 год рост тарифов на услуги связи составил 3,6%. Наиболее значительно увеличились тарифы телефонной связи за одну минуту местного соединения при комбинированной системе оплаты (на 6,8%) и услуги почтовой связи при пересылке простого письма внутри России (на 9,6%).

В 2013 году населению было оказано услуг связи на сумму 15,5 млрд. рублей (101,7% к 2012 году).