Сильные стороны | Слабые стороны |
- устойчивый рост оборота розничной торговли; - превышение утвержденного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; - наличие соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между крупными торговыми сетями и правительством Воронежской области; - присоединение региональных торговых сетей к Кодексу добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, подписание соответствующей резолюции; - наличие специализированных образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных кадров; - рост числа предприятий, применяющих эквайринг (терминальное оборудование для осуществления безналичных расчетов по банковским картам); - рост числа предприятий, применяющих систему самообслуживания, устанавливающих торговые автоматы еды и напитков; - высокая производительность отрасли (значительность вклада в ВРП и другие региональные макропоказатели); - тесное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Воронежской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам развития торговли; - значительное количество местных производителей продукции для реализации (в первую очередь, пищевой продукции); - выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура, благоприятствующие развитию межрегиональных экономических связей | - территориальная диспропорция в размещении предприятий торговли, в том числе торговых объектов современных форматов; - сокращение количества розничных рынков; - отсутствие государственной поддержки потребительской кооперации (убыточной с точки зрения экономической эффективности, но выполняющей важную социальную функцию); - недостаточное количество современных объектов товаропроводящей сети (оптовых продовольственных логистических центров для организации прямых поставок товаров предприятиям потребительского рынка области); - дефицит кадров и их недостаточная квалификация; - невысокий уровень официальной заработной платы на предприятиях отрасли |
Возможности | Угрозы |
- устойчивый рост платежеспособного спроса населения; - рост удельного веса потребительских расходов в общей сумме расходов населения Воронежской области; - развитие конкурентной среды; - развитие системы потребительского кредитования; - рост инвестиционной привлекательности региона; - развитие пищевой промышленности; - развитие торгового сотрудничества с Республикой Беларусь; - развитие межрегиональных связей | - сохранение рисков проникновения на потребительский рынок Воронежской области контрафактной, низкокачественной продукции; - возникновение продуктового дефицита в связи с введением эмбарго - запрета на ввоз в Российскую Федерацию определенных продуктов из некоторых государств; - возможное повышение индекса потребительских цен в связи с введением эмбарго - запрета на ввоз в Российскую Федерацию определенных продуктов из некоторых государств; - сокращение доли малого и среднего предпринимательства в сфере торговли в условиях экспансии крупных сетевых форматов на потребительском рынке области; - ограничение возможности для сбыта продукции местных товаропроизводителей в торговые сети федерального и межрегионального значения в связи с приоритетностью сотрудничества, соответственно, с федеральными и иностранными поставщиками; - демпинговая политика крупных сетевых форматов, реализуемая за счет большого ассортимента и высокой оборачиваемости продаж, создающая барьеры для входа на потребительский рынок новых хозяйствующих субъектов; - обострение импортной конкуренции на товарных рынках области в связи с вступлением России в ВТО |
Источник: департамент промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области.
Одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ отрасли является устойчивый рост оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли в 2013 году составил 368,6 млрд. рублей, что на 6,8% в сопоставимых ценах выше уровня 2012 года. Региональные рынки розничной торговли и платных услуг за 9 месяцев 2014 года выросли на 6,3% и 2,8%, что соответствует лидирующим позициям в рейтинге областей, входящих в состав ЦФО.
В целом же за последние пять лет оборот розничной торговли увеличился в 2 раза - в действующих ценах, в 1,6 раза - в сопоставимых ценах (рис. 39).
Источник: Воронежстат.
Рис. 39. Динамика оборота розничной торговли
Удельный вес вида экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" в валовом региональном продукте Воронежской области имеет устойчивую тенденцию к росту (по итогам 2012 года - 18,6%, в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,2%).
По данным департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области на 1 января 2014 года в Воронежской области функционировало 14405 магазинов (на 1 января 2013 года - 13880 магазинов). Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек составила 585 кв. м (в 2012 году - 550), что превышает норматив на 32,4% (в 2012 году - 24,4%) на 1 тысячу жителей.
Однако, актуальной остается проблема наличия диспропорции в размещении предприятий торговли в связи с низкой обеспеченностью площадью торговых объектов в отдаленных, труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. Более чем в 300 населенных пунктах Воронежской области отсутствуют торговые объекты. Торговое обслуживание населения в данных пунктах осуществляется предприятиями потребительской кооперации посредством организации выездной торговли.
По величине формируемого розничного товарооборота Воронежская область в 2013 году в ЦФО занимала 3 место. Темп прироста оборота розничной торговли по Воронежской области был выше, чем по ЦФО, на 3,2 п. п. и среднероссийского на 2,9 п. п.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является среднедушевой оборот розничной торговли. В расчете на душу населения в 2013 году продано товаров на сумму 158,2 тыс. рублей (в 2012 году - 139,1 тыс. рублей). В 2013 году область занимала 21 место по объему оборота розничной торговли на душу населения в Российской Федерации (в 2012 году - 22 место), в ЦФО - 3 место (в 2012 году - 3 место).
Прочное место в торговле занимают организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Они сформировали в 2013 году 37,1% оборота розничной торговли (137 млрд. рублей).
На субъекты среднего предпринимательства пришлось лишь 5,8% (21,3 млрд. рублей). При этом оборот крупных организаций по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8,6 п. п., а субъектов среднего предпринимательства - на 29,4 п. п.
Организации малого предпринимательства (включая микропредприятия) обеспечили 18,9% (69,8 млрд. рублей) оборота розничной торговли области (В 2012 году - 19,6%).
Доля оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей составила в 2013 году 31,3% (115,3 млрд. рублей) против 31,7% в 2012 году.
Оборот розничных рынков и ярмарок составил 6,9% (25,2 млрд. рублей).
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 года запрещено использование временных сооружений для организации рыночной торговли (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков). В связи с этим на территории области наблюдался процесс реорганизации розничных рынков. На 1 января 2014 года в Воронежской области действовало 19 розничных рынков (56 рынков в 2012 году). Из общего количества рынков 68,4% относятся к универсальным, 31,6% - к специализированным (из них 16,7% - вещевые рынки, 83,3% - сельскохозяйственные рынки и рынки другой специализации).
Число розничных рынков за 2013 год уменьшилось на 66,1%: часть из них получила статус современных торговых комплексов или ярмарок, а другая - ликвидирована. Достаточно распространенным явлением стали ярмарки, позволяющие горожанам приобретать свежие продукты широкого ассортимента по более низким ценам. Наряду с рынками в 2013 году было проведено 758 ярмарок.
Одним из критериев эффективности товаропроводящей системы является доля розничных торговых сетей в структуре оборота розничной торговли.
В настоящее время на потребительском рынке Воронежской области активно функционируют крупнейшие международные сетевые компании: "Ашан", Леруа Мерлен, "Медиа Маркт", "Касторама", сетевые ритейлеры федерального уровня: "Лента", "О'Кей", "М.Видео", "Эльдорадо", "Магнит", "Линия", "Евросеть", компания X5 Retail Group - ведущая продовольственная розничная компания России. Региональные торговые сети представлены сетями "Пятью пять", "Центрторг", "Синторг", "Мир вкуса", "Семь дней" и др.
Оборот розничной торговли торговых сетей в 2013 году составил 82,9 млрд. рублей, или 113% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах. В 2013 году торговые сети формировали в среднем по Воронежской области 22,5% оборота розничной торговли. За 2013 год доля сетей выросла на 1,5 п. п.
В общем обороте розничной торговли Воронежской области доля оборота розничных сетей выше аналогичного показателя по ЦФО на 0,5 п. п. и выше среднероссийского уровня на 1 п. п.