Городской округ город Нововоронеж основан в 1957 году как рп Ново-Грэсовский (в том же году переименован в пгт Нововоронежский), в связи со строительством Нововоронежской атомной электростанции (НВ АЭС). Указом Президиума ВС РСФСР от 23.03.1987 преобразован в город областного подчинения.
Расположен в северо-западной части Воронежской области, на левом берегу реки Дон. Рельеф местности равнинный, грунты глинистые и суглинистые. Общая площадь земель составляет 4613 га. Грунтовые воды залегают на глубине от 10 до 50 м.
Территория города вытянута вдоль реки Дон и пруда-охладителя Нововоронежской АЭС. Город имеет четкое зонирование территории с разделением на селитебную зону у пруда-охладителя, промышленную и коммунально-складскую зоны в восточной части и зону НВ АЭС в южной. Территория городского округа граничит с Каширским, Острогожским, Хохольским и Лискинским муниципальными районами, вплотную примыкают населенные пункты - с. Каменно-Верховка и с. Олень-Колодезь, относящиеся к Каширскому муниципальному району. Нововоронеж удален от г. Воронежа на 50 км, г. Лиски - 55 км, р.ц. Новая Усмань - 40 км, р.ц. Каширское - на 26 км. В 7 км к востоку проходит железная дорога "Воронеж - Лиски" с узловой железнодорожной станцией Колодезная, от которой к городу и НВ АЭС подходит неэлектрифицированный железнодорожный путь, предназначенный для доставки грузов на НВ АЭС и другие предприятия.
По границе городского округа, в районе размещения НВ АЭС протекает река Дон шириной 140 - 180 м, глубиной 4,5 м, скорость течения 0,5 - 0,6 м/сек. Участок реки судоходен для судов с низкой осадкой. Водного транспорта нет.
По территории проходят газопроводы низкого и высокого давления, в 9 км от Нововоронежа, в районе н.п. Колодезный, расположен терминал "Промнефтесервис".
Нововоронеж является монофункциональным городом с особым режимом хозяйственной деятельности. Его промышленный комплекс сформирован 12 предприятиями. Ведущей и градообразующей отраслью является атомная энергетика, представленная филиалом ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Нововоронежская атомная станция", на которой занято около 19% экономически активного населения. Удельный вес объема отгрузки продукции НВ АЭС в 2010 году составил 86,9%. С 2007 года на территории города ведется строительство 2 новых энергоблоков с серийными реакторами водо-водяного типа с улучшенными технико-экономическими показателями и повышенным уровнем безопасности и надежности. Первый блок должен быть введен в эксплуатацию в 2012, второй - в 2013 году. Обеспечение работоспособности АЭС осуществляют 3 не имеющих финансовой самостоятельности филиала ремонтных и пусконаладочных предприятий, вышестоящие организации которых находятся в Москве, Курске и других городах, а также ООО "Атомэнергозапчасть" и ОАО "Электроцентрмонтаж".
Обрабатывающие производства представлены ОАО "Нововоронежхлеб" и ЗАО "Спецжелезобетон". Муниципальные предприятия, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, тепловой энергии и воды: МУП "Энергия", МУП "Аквасервис" и МУП "Горэлектросети".
За январь - декабрь 2010 года объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования составил 25750 млн. рублей (160% к 2009 году, оценка). Основной объект инвестирования - строительство энергоблоков Нововоронежской АЭС-2.
Численность населения Нововоронежа на конец 2010 года составила 34610 человек, доля экономически активного населения - около 52%. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2010 года 1,3% (в среднем по области 1,8%). Среднемесячная заработная плата в городском округе 26,3 тыс. рублей, что на 10 тыс. рублей выше областного показателя. На конец 2010 года в городе насчитывалось 11395 пенсионеров (32,9% общей численности населения), средний размер пенсий в I полугодии 2011 года составил 8444,8 рубля.
Сеть образовательных учреждений городского округа представлена 10 дошкольными образовательными учреждениями, 5 средними общеобразовательными школами, 4 учреждениями дополнительного образования. В Нововоронеже работает филиал НИЯУ МИФИ "Нововоронежский политехнический колледж".
Основные учреждения культуры и спорта города - Дворец культуры, кинотеатр "Уран", библиотека, парк культуры и отдыха, спорткомплекс, стадион. Построен храм Христа Спасителя, при нем действует воскресная школа.
Анализ социально-экономической ситуации показал, что город обладает рядом конкурентных преимуществ (по сравнению с другими моногородами Воронежской области), которые обусловливают перспективы его развития.
Выявлены вместе с тем проблемы, препятствующие эффективной реализации преимуществ и накопленного потенциала.
Ключевой проблемой является большая степень изношенности жилищного фонда, обостряющаяся с изменением демографической ситуации. Износ жилищного фонда усугубляется критической изношенностью сетей и оборудования жилищно-коммунального хозяйства, 70 - 80% которого было создано 50 лет назад.
Проблемными сферами являются:
- энергетика: электрическая подстанция "Жилзона", снабжающая Нововоронеж электроэнергией, практически исчерпала ресурс, необходимо проектирование и сооружение новой подстанции 220/110-35-10 кВ. Объем инвестиций 500,0 млн. рублей;
- водоснабжение: износ основных фондов составляет 70%. Развитие города приводит к увеличению объемов потребления, повышаются требования к качеству воды, к системам сигнализации, диспетчеризации, автоматического управления технологическими процессами. Оценка инвестиций в новое строительство и реконструкция водопроводных сетей - 280 млн. рублей;
- очистные сооружения: их первая очередь введена в эксплуатацию в 1973 году, нормативный срок эксплуатации истек в 2003 году. Из-за износа локальных очистных сооружений в канализацию сбрасывается значительное количество загрязняющих веществ, повышается загрязнение реки Дон и окружающей среды. В целом, очистные сооружения работают на пределе технических возможностей, что создает угрозу экологической нестабильности. Стоимость проекта реконструкции составит 250,0 млн. рублей;
- тепловые сети: поставщиками тепловой энергии являются МУП "Энергия" и котельная Нововоронежской АЭС. Тепловые сети города введены в эксплуатацию в 967 году. Степень износа сетей, связывающих котельную НВ АЭС и потребителей 1 - 6 микрорайонов, котельную МУП "Энергия" и потребителей 7 микрорайона городского округа, составляет 75%. Из-за частых прорывов сети возникают аварийные ситуации, нарушающие подачу тепла в жилые дома и здания учреждений и организаций социальной сферы. Объем инвестиций, необходимых для реконструкции системы теплоснабжения городского округа, составляет 1,2 млрд. рублей;
- утилизация технических бытовых отходов: проект полигона ТБО разработан в 1977 году, запроектированы три очереди эксплуатации до 2011 года. В настоящее время заканчивается заполнение 3 очереди. Общая площадь полигона 10,8374 га, общий объем накопления отходов - 2160 тыс. куб. м. Возникла острая необходимость в строительстве нового полигона ТБО, объем инвестиций составляет 20,0 млн. рублей.
Реализация всех указанных проектов невозможна без финансовой поддержки федерального и областного бюджетов.
В социальной сфере выделяются следующие проблемы:
- недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями. Общая годовая потребность в местах детских дошкольных учреждений 390 человек. В связи со строительством АЭС-2 спрос на услуги дошкольного образования возрастает. Требуется строительство двух детских садов на 220 и 140 мест в Северном микрорайоне, предполагаемый объем инвестиций для реализации проекта составит 450 млн. рублей;
- высокая степень изношенности зданий общеобразовательных школ: из 5 действующих общеобразовательных школ 1 построена в 1962 году, последняя в 1977 году. За время эксплуатации ни одна из них капитально не ремонтировалась. В связи с увеличением численности населения в Северном микрорайоне и прилегающем частном секторе возникает необходимость в строительстве школы в этой жилой зоне;
- оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляет ФГУЗ "Медико-санитарная часть N 33" ФМБА России. С момента приема на баланс реконструкция Медико-санитарной части N 33 не производилась. Общее состояние объектов недвижимости (поликлиника, роддом и женская консультация, лечебные корпуса и др.) удовлетворительное, но требует текущего ремонта. Необходимо также обновление и укрепление технической базы;
- устаревшая материально-техническая база учреждений культуры. В состав МАУК "Культурно-досуговый центр" входят Дворец культуры на 669 посадочных мест, библиотека с книжным фондом 130,5 тыс. экземпляров. В течение последних 10 лет финансирование ДК и библиотек осуществлялось в основном на текущую деятельность. Здание Дворца культуры построено в 1963 году и реконструировано в 1987 году. Нуждается в ремонте. Развитие качества услуг тормозится низким уровнем обеспеченности ДК специальным оборудованием. Кинотеатр "Уран" введен в эксплуатацию в 1960 году. В последние 30 лет капитальный ремонт здания не проводился, кинооборудование не обновлялось. Кинотеатр потерял популярность как место отдыха населения города;
- спортивные сооружения города: плоскостные - 25; плавательный бассейн; спортивные залы. В городе имеются возможности для занятий различными видами спорта. МАУ "Спортцентр" совместно с МОУ ДОД "ДЮСШ" осуществляют подготовку и организуют участие команд города в спартакиадах городов и районов области, городские соревнования.
Вместе с тем спортивная база городского округа не отвечает современным требованиям. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт не проводился, дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна. Технические возможности спортивного комплекса не удовлетворяют современным потребностям.