Тыс. человек | На 1000 человек населения | |||
2002 год | 2010 год | 2002 год | 2010 год | |
Все население в возрасте 15 лет и более в том числе имеют: | 2 030,4 | 2 037,2 | 1 000 | 1 000 |
профессиональное образование | ||||
высшее (включая послевузовское образование) | 324,6 | 429,1 | 160 | 211 |
неполное высшее | 53,7 | 77,4 | 26 | 38 |
среднее | 491,3 | 546,8 | 242 | 268 |
начальное | 246,1 | 93,6 | 122 | 46 |
общее образование | ||||
среднее (полное) | 411,4 | 441,5 | 203 | 217 |
основное | 270,2 | 213,1 | 133 | 105 |
начальное | 186,1 | 131,1 | 91 | 64 |
не имеют начального общего образования | 33,6 | 15,4 | 16 | 7 |
не указавшие уровень образования | 13,4 | 89,2 | 7 | 44 |
Источник: Воронежстат.
Отношение расходов на образование к ВРП позволяет составить общее представление об относительном уровне финансирования образования и о приоритетах в этой области. Конкретные размеры финансирования зависят не только от общей суммы расходов, но также от демографической структуры и степени охвата населения образованием. Сопоставление показателей расходов на образование и ВРП показывает социальную нагрузку бюджетных расходов в развитии этой отрасли и влияние, оказываемое на экономику региона определенных решений по модернизации региональной системы образования.
В результате реализации модернизации системы общего образования расходы на образование в расходах консолидированного бюджета Воронежской области за последние несколько лет увеличились. Валовой региональный продукт тоже растет, но более быстрыми темпами. Так, с 2011 года по 2013 год ВРП вырос на 174,54 млрд. рублей. Расходы на образование растут, но не так значительно. Так, с 2011 года по 2013 прирост составил всего 8 млрд. рублей. Отношение расходов на образование к объему валового регионального продукта составил 4,16% (к 2020 году прогнозируется рост до 4,44%).
Рис. 20. Отношение расходов на образование к объему валового регионального продукта, %
В регионе сделаны важные шаги в модернизации общего образования: внедряются федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования, создаются условия для внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Тем не менее, остается актуальной задача закрепления и распространения передового опыта в системе образования.
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, об участии в движении World Skills International - WSI (проведение международных чемпионатов по рабочим профессиям), повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества.
На текущий момент в системе профессионального образования Воронежской области сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
- разрывы в качестве образовательных результатов между профессиональными образовательными организациями, имеющими разнородный уровень оснащения материально-технической базы и работающими в разных социокультурных условиях;
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- неравномерная территориальная дифференциация доступности услуг профессионального образования;
- недостаточные условия для получения профессионального образования лица с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования;
- недостаточный потенциал системы воспитания и медленное обновление ее технологий;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций региона.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
- ограничение доступа к качественным услугам профессионального образования;
- снижение потенциала профессионального образования как канала вертикальной социальной мобильности;
- недостаточное качество подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций к работе в высокотехнологичных отраслях экономики региона;
- неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций.
SWOT-анализ системы образования Воронежской области был проведен по следующим направлениям развития: дошкольное, общее, высшее и среднее профессиональное образование. Результаты SWOT-анализа представлены в таблицах 19 - 20 и 23 - 24.