Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 63. Тенденции изменения экономической ситуации в розничной торговле в % от числа обследованных организаций текущего квартала по сравнению с предыдущем кварталом

К предыдущему кварталу

2013 год

Справочно: IV квартал 2012 года

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Улучшение

27

31

19

19

31

Без изменений

62

65

77

77

65

Ухудшение

11

4

4

4

4

Баланс <*>

16

27

15

15

27

     ________________

<*> Разность оценок "улучшения" и "ухудшения" в %.

Источник: Воронежстат.

Слабые стороны отрасли торговли:

- сокращение количества розничных рынков (с 92 в 2009 году до 27 в 2014 году), которое происходит по причине несоответствия зданий рынков нормативам, установленным Федеральным законом в части капитальности. Доля продажи товаров на рынках в 2013 году составила 6,9% и снизилась на 0,5 п. п. (в 2012 году - 7,4%);

- отсутствие государственной поддержки убыточной деятельности потребительской кооперации. Более 900 предприятий потребительской кооперации оказывают услуги розничной торговли жителям 1000 населенных пунктов, из которых около половины являются отдаленными, труднодоступными и малонаселенными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населения области. Деятельность магазинов, расположенных в населенных пунктах с численностью жителей до 300 человек, является убыточной (убытки от их деятельности в 2013 году составили более 6 млн. рублей), но их закрытие может создать социальную напряженность на селе;

- нехватка современной товаропроводящей сети оптовых продовольственных логистических центров для прямых поставок товаров предприятиям потребительского рынка области;

- дефицит кадров и их недостаточная квалификация, обусловленные быстрым развитием отрасли в последние годы, низким социальным престижем низкоквалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям. Дополнительная потребность региона в кадрах составляет 2,7 тыс. человек в год. Основным источником пополнения трудовых ресурсов области является миграционный прирост;

- невысокий уровень официальной заработной платы на предприятиях отрасли (на уровне 80% от средней экономики области).

Для идентификации возможностей и рисков отрасли торговли в глобальном и конкретном экономическом (деловом) окружении выделены возможности и угрозы, создаваемые внешним и внутренним окружением.

Возможности отрасли торговли относительно внешней среды:

- рост платежеспособного спроса населения. На приобретение товаров население Воронежской области расходует до 75% своих денежных доходов;

- высокая степень интенсивности конкуренции и состояния конкурентной среды. Количество торговых объектов по состоянию на 1 июля 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросло на 3,2% и составило 15794 единицы, в том числе число продовольственных (специализированных и неспециализированных) магазинов увеличилось на 8,2% и составило 2444 единицы, число непродовольственных (специализированных и неспециализированных) составило 4668 единиц или 89,3% к соответствующему периоду прошлого года;

- значительное количество местных производителей пищевой продукции. В настоящее время Воронежская область обеспечивает продовольственную безопасность по зерну, маслу растительному, сахару, мясу. На территории области осуществляют производственную деятельность 118 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и 150 мелких цехов, в том числе: 11 мясокомбинатов, 17 молочных заводов, 9 сахарных заводов, 14 заводов по производству растительного масла (и 50 мелких маслоцехов), 16 хлебозаводов (и около 100 мелких пекарен), 3 консервных завода, 2 пивоваренных завода, 2 кондитерских предприятия, макаронная фабрика, дрожжевой завод, завод фруктовых вод, 41 предприятие мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности и хлебоприемной деятельности. Мощности предприятий позволяют переработать все сельскохозяйственное сырье, производимое в области;

- близость Республики Беларусь, общая таможенная территория и единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза создает благоприятные возможности для торгового сотрудничества;

- развитие системы потребительского кредитования;

- развитие межрегиональных связей;

- увеличение инвестиционной привлекательности региона.

Проведенный анализ внешней среды отрасли торговли выявил следующие угрозы. По состоянию на 1 октября 2014 года на территории Воронежской области осуществляют деятельность 69 розничных торговых сетей, удельный вес которых в общем товарообороте составляет 23%. Экспансия крупных сетевых форматов на потребительском рынке области служит угрозой:

- проведения демпинговой политики крупных сетевых форматов за счет большого ассортимента и высокой оборачиваемости продаж, что может служить барьером для входа на потребительский рынок новых хозяйствующих субъектов;

- сокращения доли малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в то время как большая часть оборота малых предприятий (56,8%) приходится на предприятия торговли;

- ограничения возможности для сбыта продукции местных товаропроизводителей в торговые сети федерального и межрегионального значения в связи с приоритетностью сотрудничества с федеральными и иностранными поставщиками соответственно.

Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" установлено, что органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправлении, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территории Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических лиц и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" на один год введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия по установленному перечню, а также поручено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации организовать осуществление ежедневного оперативного мониторинга и контроля за состоянием соответствующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В связи с введением эмбарго угрозами отрасли торговли относительно внешней среды являются: