Наименование факторов | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Недостаток заказов | 35 | 9 | 10 |
Неплатежеспособность заказчиков | 23 | 20 | 15 |
Высокий уровень налогов | 43 | 52 | 46 |
Высокий процент коммерческого кредита | 21 | 21 | 10 |
Недостаток квалифицированных рабочих | 15 | 21 | 19 |
Высокая стоимость материалов | 42 | 48 | 31 |
Нехватка и износ строительных машин | 6 | - | 1 |
Конкуренция | 23 | 26 | 25 |
Погодные условия | 12 | 8 | 6 |
Источник: Воронежстат.
По результатам опроса, 46% предпринимателей были обеспокоены высоким уровнем налогов, 31% - стоимостью важнейших конструкций и материалов, 25% - конкуренцией, 1% - неплатежеспособностью заказчиков. Почти в два раза снизилось число руководителей, находящих высоким процент коммерческого кредита. Сохранил актуальность такой фактор, как недостаток квалифицированных рабочих.
Таким образом, основными проблемами, сдерживающими развитие жилищного строительства в регионе, остаются:
- наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию;
- отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Практически все крупные города и районные центры в Воронежской области, как и в целом по России, подходят к той ситуации, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель, как правило, из пригородной зоны - земель сельскохозяйственного назначения. Проблема усугубляется еще и фактором инфраструктурной неразвитости малых городов и поселений, которая ведет к миграции населения в крупные города. В Воронежской области также на протяжении ряда лет наблюдается постоянная тенденция миграции сельского населения.
Выход на освоение площадок в пригородной зоне порождает, прежде всего, инфраструктурные проблемы: необходимо с чистого листа решать вопросы подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей и автомобильных дорог, на что у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов. Если же решение этих вопросов перекладывать на самих застройщиков, то существенно возрастает себестоимость строящегося жилья и, следовательно, снижается его доступность для населения, и проект становится убыточным уже в начальной стадии его реализации.
Эти же факторы сдерживают и застройку территорий, которые были в последние годы включены в черту населенных пунктов Воронежской области с целью дальнейшего развития строительства. Но помимо отсутствия технической и финансовой возможности обеспечить новые территории коммуникациями отсутствует как таковой и системный контроль за использованием земель муниципальных образований;
- недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства;
- сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов на уровне 60 - 70% и невозможностью для большинства предприятий стройиндустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Российской Федерации;
- кадровая проблема в отрасли. Отрасль ощущает серьезную нехватку высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и в управлении рынком недвижимости. Отсутствие института девелоперов, отсутствие необходимого количества грамотных управленцев зачастую приводит к стратегическим просчетам в экономике и менеджменте организаций, что, в свою очередь, приводит их к порогу финансово нестабильной ситуации. В то же время наблюдается большой дефицит квалифицированных кадров в рабочих специальностях.
В целях развития региональной инновационной системы и наиболее перспективных областей применения науки и технологий, реализации конкурентных преимуществ и обеспечения нового качества жизни населения региона правительством Воронежской области был разработан и утвержден прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года (далее - Прогноз). В отношении строительного комплекса этим документом определены общие цели и направления долгосрочного развития строительства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии на основе комплексного подхода, обеспечивающего сбалансированное развитие всей строительной отрасли.
Основной целью Прогноза является повышение эффективности управления строительным комплексом региона органами исполнительной власти для успешного решения социально-экономических задач по развитию Воронежской области.
В социальной сфере Прогноз ориентирован на реализацию федеральных и региональных программ в области строительства, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами инженерной инфраструктуры, социально-культурного назначения.
Последовательная реализация мероприятий, предусмотренных в Прогнозе, должна обеспечить рост объемов капитальных вложений в новое строительство, повышение инвестиционной активности и эффективности капитального строительства, увеличение количества экономически эффективных и социально значимых строительных программ и проектов, повышение конкурентоспособности строительного комплекса Воронежской области.