Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 61. Результаты опроса руководителей строительных организаций Воронежской области, в процентах от числа организаций, давших ответы

Наименование факторов

2011 год

2012 год

2013 год

Недостаток заказов

35

9

10

Неплатежеспособность заказчиков

23

20

15

Высокий уровень налогов

43

52

46

Высокий процент коммерческого кредита

21

21

10

Недостаток квалифицированных рабочих

15

21

19

Высокая стоимость материалов

42

48

31

Нехватка и износ строительных машин

6

-

1

Конкуренция

23

26

25

Погодные условия

12

8

6


Источник: Воронежстат.

По результатам опроса, 46% предпринимателей были обеспокоены высоким уровнем налогов, 31% - стоимостью важнейших конструкций и материалов, 25% - конкуренцией, 1% - неплатежеспособностью заказчиков. Почти в два раза снизилось число руководителей, находящих высоким процент коммерческого кредита. Сохранил актуальность такой фактор, как недостаток квалифицированных рабочих.

Таким образом, основными проблемами, сдерживающими развитие жилищного строительства в регионе, остаются:

- наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию;

- отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Практически все крупные города и районные центры в Воронежской области, как и в целом по России, подходят к той ситуации, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель, как правило, из пригородной зоны - земель сельскохозяйственного назначения. Проблема усугубляется еще и фактором инфраструктурной неразвитости малых городов и поселений, которая ведет к миграции населения в крупные города. В Воронежской области также на протяжении ряда лет наблюдается постоянная тенденция миграции сельского населения.

Выход на освоение площадок в пригородной зоне порождает, прежде всего, инфраструктурные проблемы: необходимо с чистого листа решать вопросы подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей и автомобильных дорог, на что у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов. Если же решение этих вопросов перекладывать на самих застройщиков, то существенно возрастает себестоимость строящегося жилья и, следовательно, снижается его доступность для населения, и проект становится убыточным уже в начальной стадии его реализации.

Эти же факторы сдерживают и застройку территорий, которые были в последние годы включены в черту населенных пунктов Воронежской области с целью дальнейшего развития строительства. Но помимо отсутствия технической и финансовой возможности обеспечить новые территории коммуникациями отсутствует как таковой и системный контроль за использованием земель муниципальных образований;

- недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства;

- сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов на уровне 60 - 70% и невозможностью для большинства предприятий стройиндустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Российской Федерации;

- кадровая проблема в отрасли. Отрасль ощущает серьезную нехватку высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и в управлении рынком недвижимости. Отсутствие института девелоперов, отсутствие необходимого количества грамотных управленцев зачастую приводит к стратегическим просчетам в экономике и менеджменте организаций, что, в свою очередь, приводит их к порогу финансово нестабильной ситуации. В то же время наблюдается большой дефицит квалифицированных кадров в рабочих специальностях.

В целях развития региональной инновационной системы и наиболее перспективных областей применения науки и технологий, реализации конкурентных преимуществ и обеспечения нового качества жизни населения региона правительством Воронежской области был разработан и утвержден прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года (далее - Прогноз). В отношении строительного комплекса этим документом определены общие цели и направления долгосрочного развития строительства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии на основе комплексного подхода, обеспечивающего сбалансированное развитие всей строительной отрасли.

Основной целью Прогноза является повышение эффективности управления строительным комплексом региона органами исполнительной власти для успешного решения социально-экономических задач по развитию Воронежской области.

В социальной сфере Прогноз ориентирован на реализацию федеральных и региональных программ в области строительства, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами инженерной инфраструктуры, социально-культурного назначения.

Последовательная реализация мероприятий, предусмотренных в Прогнозе, должна обеспечить рост объемов капитальных вложений в новое строительство, повышение инвестиционной активности и эффективности капитального строительства, увеличение количества экономически эффективных и социально значимых строительных программ и проектов, повышение конкурентоспособности строительного комплекса Воронежской области.