Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Социально-экономическое развитие Борисоглебского городского округа


Борисоглебск и 24 сельских населенных пункта составляют единое муниципальное образование - Борисоглебский городской округ. Его административный центр - г. Борисоглебск. Площадь территории составляет 1371 кв. км, центральную часть территории которой занимают земли сельскохозяйственного назначения (95,9 тыс. га). Минерально-сырьевые ресурсы представлены формовочным и строительным песком, кирпичным суглинком, минеральными подземными водами, лечебными грязями.

На начало 2010 года в округе проживало 75,3 тыс. человек (92,7% к уровню 2005 года). Основным фактором снижения численности населения стала естественная убыль, характеризующаяся превышением смертности над рождаемостью.

Доходы и среднемесячная заработная плата работников возросли более чем в 2 раза. Отмечается рост этих показателей и в реальном исчислении (с учетом инфляции). В 1,4 раза отстает от среднеобластного уровня номинальная среднемесячная заработная плата работников округа из-за миграционного оттока наиболее активной и квалифицированной части населения округа.

По видам экономической деятельности наибольшее количество населения занято в торговле, обрабатывающих производствах, образовании, сельском хозяйстве. Уровень регистрируемой безработицы в 2009 году составил 2,9% от экономически активного населения, статус безработного на конец года имели 1057 человек. В городском округе в кризисный период не зафиксирован обвал рынка труда. К концу 2009 года численность зарегистрированных безработных была немногим больше значений 2007 - 2008 годов и меньше уровня 2005 года.

Борисоглебский городской округ имеет достаточно развитую, многоотраслевую структуру экономики. Основными отраслями являются промышленность, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, сфера услуг, сельское хозяйство. В структуре экономики преобладающее место занимают розничный товарооборот и общественное питание (46,7% от общего оборота). На долю промышленности и сельского хозяйства приходится 41,6%.

Динамика экономического развития по всем отраслям положительная. Оборот промышленных предприятий с 2005 по 2009 год вырос более чем в 1,5 раза, в строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте - в 2 - 2,5 раза, в потребительском рынке - в 1,6 раза.

Из общего числа юридических лиц, зарегистрированных на территории округа, 71% составляют средние и малые предприятия. В данном секторе экономики занято 60% от общего числа работников. Доля оборота малого и среднего предпринимательства в общем обороте экономики городского округа составляет 68,9% (в 2008 году - 67,5%). Однако удельный вес в обороте экономики округа, удельный вес налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в общей сумме только 10,1%.

С 2005 по 2009 год объем инвестиций в экономику и социальную сферу городского округа вырос более чем в 3 раза. За пять лет структура инвестиций претерпела значительные изменения. Инвестиции в производственную сферу снизились с 57,5 до 28,3%. Это произошло в основном за счет уменьшения поступлений в сельское хозяйство и в промышленные виды деятельности. Вместе с тем, реализация национальных проектов, федеральных и областных программ обеспечила рост поступлений в образование, здравоохранение, культуру.

Медицинское обслуживание населения Борисоглебского городского округа осуществляют 3 государственных учреждения специализированной медицинской помощи, ряд частных кабинетов и муниципальное учреждение здравоохранения "Борисоглебская ЦРБ". В 2009 году на базе МУЗ "Борисоглебская ЦРБ" создан Центр здоровья. В системе дополнительного образования молодежи действует Центр профилактики наркомании.

Проблемой является нехватка кадров (укомплектованность врачебными кадрами составляет 62,2%) из-за отсутствия жилья.

Инфраструктура спортивной сферы Борисоглебского городского округа представлена общественными организациями спортивной направленности, спортивными коммерческими клубами и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Борисоглебский детско-юношеский центр "Физкультура и спорт". Около 12,0 тыс. человек (14,4% от общего числа жителей) систематически занимаются физической культурой и спортом (в 2005 году - 6,7%). Это связано с открытием новых спортивных секций в общеобразовательных школах и новых отделений в центре "Физкультура и спорт". Расходы бюджета округа по данной статье на одного жителя составили 235 рублей (в 2005 году - 56 рублей). Между тем существует ряд острых проблем, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в округе. Спортивными залами округ обеспечен только на 51,5% от нормативной потребности, плоскостными сооружениями - на 18,9%. Отсутствуют бассейны. Неэффективно используются спортивные объекты, находящиеся в собственности предприятий и организаций. Не хватает профессиональных тренерских кадров.

Система образования округа включает 60 учебных заведений с числом обучающихся более 20 тыс. человек. Сеть дошкольных образовательных учреждений в городе переуплотнена на 16,5%. Необходимы строительство детского сада и реконструкция детской больницы под детский сад в городе. Развитие отрасли невозможно без дальнейшего совершенствования материальной базы образовательных учреждений. Объем средств, необходимых для капитального ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений, составляет 80,0 млн. рублей. Требуется строительство школы в Северном микрорайоне города.

Инфраструктура отрасли представлена следующими муниципальными учреждениями: Централизованная библиотечная система, Централизованная клубная система, Детский дом культуры "Радуга", историко-художественный музей с картинной галереей, драматический театр им. Н.Г. Чернышевского, 3 учреждения дополнительного образования детей, муниципальные унитарные предприятия "Городской парк культуры и отдыха" и "Киноцентр", ГОУ СПО "Борисоглебское музыкальное училище", клуб "Южный" ОАО "БПСЗ", ФУК МО РФ "Дом офицеров гарнизона". Расширилось число и повысилось качество услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры. Материально-техническая база учреждений культуры остро нуждается в укреплении и совершенствовании, износ зданий сельских Домов культуры составляет 60%.

Все населенные пункты имеют регулярное автобусное и железнодорожное сообщение. Проведенные обследования улично-дорожной сети города показали, что значительная часть автомобильных дорог исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки. Качество дорожных покрытий большинства улиц не соответствует эксплуатационным требованиям.

С 2005 по 2009 год доходы Борисоглебского городского округа возросли в номинальном выражении в 2,6 раза, в реальном выражении рост составил 158,8%. В номинальном выражении отмечается рост расходов до 2008 года и снижение в 2009 году на 4,6% к уровню 2008 года. В сопоставимых ценах расходы 2009 года увеличились в 1,8 раза к уровню 2005 года и составили 519,7 млн. рублей. Кредиторская задолженность бюджета за анализируемый период уменьшилась с 74,9 млн. рублей (26% от доходов бюджета) до 0 рублей на 1 января 2010 года.

Одной из составляющей доходной части местного бюджета являются доходы от использования муниципального имущества. В 2009 году они составили 42 млн. рублей (в 2005 году - 16 млн. рублей).

Решениями Борисоглебской городской Думы утверждены "Положение о стратегическом планировании социально-экономического развития Борисоглебского городского округа" и "Положение о порядке разработки и реализации программы экономического и социального развития Борисоглебского городского округа". Приняты постановления администрации округа "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ", "Об индикаторах социально-экономического развития округа". В соответствии с этими документами в городском округе реализовывались 13 муниципальных целевых программ. Осуществляемые меры способствовали активизации положительных процессов в экономике и социальной сфере.

Можно отметить следующие конкурентные преимущества Борисоглебского городского округа: благоприятное географическое положение, природно-климатические условия, значительный природно-ресурсный потенциал, развитая социальная инфраструктура, многоотраслевая структура экономики, высокий промышленный и предпринимательский потенциал, наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства, успешное функционирование малого предпринимательства, нормативно-правовая и инфраструктурная обеспеченность инвестиционной деятельности, наличие железнодорожного сообщения и крупных автомагистралей, организация управления муниципальным образованием на основе стратегического планирования.

К сдерживающим факторам относятся: неблагоприятная демографическая ситуация, напряженность на рынке труда, высокая степень физического и морального износа основных фондов, ресурсные и климатические ограничения, недостаточный уровень развития коммунальной и транспортной инфраструктуры, ухудшение экологической ситуации, неудовлетворительное водоснабжение округа, зависимость от финансовой помощи областного бюджета.

В результате анализа сильных и слабых сторон Борисоглебского городского округа определены цели, задачи и стратегические направления развития Борисоглебского городского округа.

Желаемый перспективный облик формулируется следующим образом: "Борисоглебский городской округ - многофункциональный центр северо-востока Воронежской области, обеспечивающий высокое качество жизни населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностей".

Приоритетными направлениями развития Борисоглебского городского округа до 2020 года определены:

- устойчивое развитие экономического потенциала;

- необходимость перехода к качественно новой экономике, которая должна стать основой развития округа с целью роста производительности труда, объема произведенных товаров и оказанных услуг на душу населения.

Для этого поставлены следующие задачи:

- производство современных, качественных, конкурентоспособных товаров, обеспечивающих выход предприятий на новые рынки;

- поддержка развития действующих и создание перспективных промышленных производств;

- модернизация и внутреннее реформирование экономики действующих предприятий;