Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 69. Структура и объемы передачи и потребления электроэнергии, тепловой энергии, воды и природного газа, %

Группы потребителей

Электроэнергия

Тепловая энергия

Природный газ

Вода

Всего

100

100

100

100

Сельскохозяйственные предприятия

6,36

1,76

7,86

2,24

Промышленные предприятия

26,88

44,74

50,32

24,66

Объекты коммунального назначения

15,39

4,85

10,12

4,3

Бюджетные организации

4,21

11,48

1,46

6,47

Население

17,85

24,42

25,76

57,43

Собственные нужды АЭС и ТЭЦ, потери

25,53

11,80

3,2

3,7

Прочие

3,78

0,95

1,28

1,2


Заметим, что ценовая политика государства предусматривает рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Прогнозируется также рост объемов потребления энергоресурсов в промышленной деятельности, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном секторе, социальной сфере. Как следствие, прогнозируются темпы роста тарифов на энергоресурсы, в 2 - 3 раза превышающие уровень инфляции.

В этих условиях возможно значительное снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Воронежской области. Перспективы улучшения ситуации во многом будут зависеть от повышения энергетической эффективности социально-экономического развития региона и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе области. Необходимо обеспечить повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Воронежской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Реализация мероприятий по указанным направлениям будет выполняться за счет:

- модернизации оборудования с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов при использовании существующих промышленных технологий и внедрения новых технологий с максимально возможными показателями энергетической эффективности;

- оптимизации систем электро- и теплоснабжения области;

- оптимизации использования в Воронежской области моторного топлива и воды;

- повышения энергетической эффективности генерации электрической и тепловой энергии;

- уменьшения потерь при транспортировке (передаче) электрической и тепловой энергии;

- сокращения потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии;

- выравнивания графиков потребления электрической мощности;

- снижения объема потребления всех видов энергетических ресурсов до уровня, позволяющего обеспечить запланированный темп социально-экономического развития Воронежской области;

- оптимизации расходов бюджетных средств Воронежской области на оплату энергетических ресурсов в бюджетной сфере;

- вовлечения в топливно-энергетический баланс объектов малой энергетики и установок на базе возобновляемых источников энергии;

- сокращения выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе выбросов вредных веществ;

- определения экономических механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических и тепловых мощностей, потребляемых нагрузок водо- и газоснабжения;

- создания и внедрения системы стимулирующих факторов, способствующих активному участию производителей и потребителей энергетических ресурсов в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в бюджетной сфере и населения в реализации подпрограммы;

- внедрения системы энергосервисных контрактов;

- подготовки специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.

Существует ряд барьеров, которые могут помешать планируемому сокращению энергоемкости:

1. Недостаточное осознание значимости энергоэффективности. Руководство многих предприятий недооценивает потенциал энергосбережения, который может быть реализован через перспективные инвестиции в меры по повышению энергоэффективности, и продолжает делать ставку на рост продаж, а не на снижение издержек. Большинство банков редко предоставляют кредиты под реализацию энергосберегающих проектов, так как воспринимают их как более рискованные. Что касается потребителей, то большинство видят стоимость потребляемых ими энергоресурсов, т.е. потенциально могут заметить выгоду от экономии энергии только тогда, когда оплачивают ежемесячные счета, поэтому они не связывают потребление энергии с ежедневными расходами.

В связи с этим очень важна реализация мероприятий, направленных на популяризацию энергосбережения. Распространение знаний о преимуществах и технологиях энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимой предпосылкой формирования энергосберегающего поведения граждан, обеспечивающего сознательное ограничение потребления энергетических ресурсов и их эффективное использование.

2. Статистические данные. Без надлежащей статистики по потреблению и производству энергии на региональном и федеральном уровнях и по секторам экономики невозможно будет полностью осознать масштаб проблемы и потенциал экономии.

3. Уровень осведомленности. Недостаточная осведомленность об энергоэффективности организаций и индивидуальных потребителей является крупнейшим препятствием к реализации энергосберегающих проектов. Сотрудники банков не имеют достаточных знаний о возможностях повышения энергоэффективности и специфике финансирования подобных проектов и зачастую сталкиваются со сложностями при их оценке. В итоге риск по многим проектам энергоэффективности воспринимается как завышенный. Рядовые потребители не имеют достаточной информации об эффективности различных видов электробытового оборудования, а на многих промышленных предприятиях нет квалифицированных специалистов для разработки инвестиционных планов повышения энергоэффективности.

Особое значение имеют проекты в области пропаганды и обучения энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые реализуются по инициативе энергоснабжающих организаций.

4. Методология формирования платежей за потребленные ресурсы. Методика формирования платежей, основанная на нормативах потребления (например, по площади жилья потребителя или по количеству проживающих), а не на реальном объеме потребления, приводит к повышению неучтенного потребления ресурсов ввиду расхождений между реальной численностью жильцов, проживающих в квартире, и фактической и, как следствие, к повышению энергоемкости ВРП.