Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 40. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Воронежская область

99,8

125,3

112,3

112,6

113,9

Центральный федеральный округ

82,1

104,4

107,2

102,6

105

Российская Федерация

86,5

106,3

110,8

106,8

99,8


Источник: Росстат.

Высокие темпы роста инвестиций отмечены по таким видам экономической деятельности, как энергетика - на 32%, обрабатывающие производства - на 20,7%, сельское хозяйство - на 11,3%, транспорт - на 14,7%.

В расчете на душу населения объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом вырос на 20,4% и составил 93 тыс. рублей. Воронежская область в 2013 году по данному показателю заняла 2-е место в ЦФО, опередив Московскую, Белгородскую и Калужскую области и поднявшись сразу на 3 позиции вверх.


Рис. 30. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, рублей


В структуре инвестиций доля собственных средств в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 2 п. п. и составила 23,9%, один из самых низких показателей в ЦФО (рис. 31). Доля бюджетных средств практически не изменилась, однако наблюдается двукратное снижение процентного состава кредитов банка, с 17 до 8,8%.

По результатам выборочного обследования инвестиционной активности организаций, проведенного в октябре 2013 года, при оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, более половины респондентов (57%) отметили недостаток собственных финансовых средств, 23% - высокий процент коммерческого кредита, 12% респондентов - сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, 7% - низкую прибыльность инвестиций в основной капитал.

На долю организаций государственной собственности в 2013 году приходилось 16% всего объема инвестиций в основной капитал, что на 1,3 п. п. меньше, чем в 2012 году, но значительно возросла доля частных инвесторов (с 26% в 2011 году до 38,5% в 2013 году).

Большая часть инвестиций в основной капитал (43,8%) в 2013 году направлена на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений, на развитие активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь направлено 36,6% от всего объема инвестиций в основной капитал против 37,4% в 2012 году.

В настоящее время на территории области функционирует двухуровневая система индустриальных парков: создано 3 государственных индустриальных парка ("Масловский", "Лискинский" и "Бобровский") и частный индустриальный парк "Перспектива". Наиболее динамично развивается индустриальный парк "Масловский", где на создание инженерной инфраструктуры только в 2013 году направлено 427,1 млн. рублей из областного бюджета на подведение инженерных сетей к девяти новым производствам. Вместе с тем, функционируют и другие инвестиционные площадки. Так, в индустриальном парке "Лискинский" осуществлен запуск производства премиксов голландской компании "Нутреко" с объемом инвестиций 1 млрд. рублей. В частном парке "Перспектива" в 2013 году планируется запустить мебельное производство компании "КДМ-ОПТ".


Рис. 31. Структура инвестиций в основной капитал (по источникам финансирования) в 2013 году


В 2012 году в области (одной из первых среди регионов Российской Федерации) внедрена система оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. По итогам 2013 года в Воронежской области реализованы 15 составляющих Стандарта деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Дополнительно к основным внедрены:

- механизмы профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующие потребностям инвесторов;

- система обучения, повышения квалификации и оценки компетентности чиновников в сфере инвестиционной деятельности;

- создание коллегиального совещательного органа при региональной энергетической комиссии с участием представителей делового сообщества.

Итоги выполнения мероприятий по внедрению инвестиционного Стандарта прошли общественную экспертизу, Агентством стратегических инициатив отмечены как успешно реализованные. В 2013 году начата работа по внедрению разделов Стандарта на муниципальном уровне.