Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 59. Инвестиции в основной капитал по виду деятельности "Сельское хозяйство"

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Инвестиции, в основной капитал, млн. рублей (в фактически действовавших ценах)

5 772,4

5 424,0

9 801,3

19 840,1

15 102,7

в % к пред. году (в сопоставимых ценах)

93,2

88,7

164,5

189,1

74,8

в % к общему объему инвестиций

9,4

6,0

8,5

16,3

10,3


Источник: Воронежстат.

Основным источником финансирования инвестиций в сельское хозяйство с 2008 года являются привлеченные средства организаций. В 2013 году на их долю приходилось 65,6%, в 2012 году - 73,9%. Доля собственных средств в общем объеме инвестиций в сельское хозяйство в 2013 году составила 34,4% против 26,1% в 2012 году.

В настоящее время на территории Воронежской области реализуется более 100 разномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах агропромышленного комплекса на сумму свыше 70 млрд. рублей, из которых 55 проектов признаны особо значимыми инвестиционными проектами.

Поступательному развитию агропромышленного комплекса области во многом способствовали меры государственной поддержки. В 2013 году на государственную поддержку АПК (без учета мероприятий, реализуемых в рамках ОЦП "Социальное развитие села до 2013 года") направлено бюджетных средств 9,8 млрд. рублей (+66,8% к уровню 2012 года): из федерального бюджета - 6,8 млрд. рублей, из областного бюджета - 3 млрд. рублей. Почти 2/3 средств поддержки направлено на развитие животноводства.

В целом за последние 5 лет объем государственной поддержки из областного бюджета вырос в 2,6 раза. К концу 2014 года с учетом федеральных поступлений объем государственной поддержки может составить около 10 млрд. рублей.

Следует отметить недостаточный уровень государственной поддержки мероприятий по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. В 2014 году на реализацию мероприятий по мелиорации выделено 28,2 млн. рублей из средств областного бюджета (запланирован ввод в эксплуатацию 0,9 тыс. га орошаемых земель), что на 151,8 млн. рублей меньше по сравнению с 2013 годом (3,4 тыс. га).

В результате формирования и развития АПК в регионе создаются новые материально-технические, организационно-экономические и социальные возможности для радикального решения задач увеличения производства продуктов сельского хозяйства и повышения производительности труда. Производительность труда в сельском хозяйстве в 2013 году составила 0,95 млн. рублей (+15,9% по сравнению с 2012 годом). В сравнении с 2009 годом достигнуто почти 2-кратное увеличение показателя. Поэтому с уверенностью можно ожидать достижения целевого показателя к 2020 году.


Рис. 37. Производительность труда в сельском хозяйстве (продукция сельского хозяйства на одного занятого в год), млн. рублей/чел.


В сельском хозяйстве рост производительности труда обусловлен специфическими особенностями использования земли, растений и животных в качестве средств производства, предметов труда и средств труда, тесной связью результатов производства с природно-климатическими и погодными условиями, наличием различных форм собственности, существованием личного подсобного хозяйства, функционированием рынка. Указанные природные и социально-экономические условия составляют особенности проявления в сельском хозяйстве экономических законов и обусловливают специфику проводимых мероприятий по развитию и эффективному использованию факторов повышения производительности труда.

Одним из основных факторов устойчивого и эффективного развития агропромышленного производства является наличие специально подготовленного кадрового потенциала. За последние годы наблюдается снижение численности и качества трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

По данным ежегодного ведомственного наблюдения по состоянию на 1 января 2014 года в сельскохозяйственных организациях Воронежской области насчитывается 10147 человек, занимающих должности руководителей и специалистов - это 95,6% от штатной численности. Из них: 45,8% имеют высшее профессиональное образование; 44,1% - среднее специальное. Лица в возрасте: до 30 лет составляют 10,6%; от 30 до 55 лет - 77,8%; от 55 лет и старше - 11,6%.

Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов образовался по наиболее востребованным для сельскохозяйственной отрасли специальностям: агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи и инженеры. С целью восполнения потребности в квалифицированных трудовых ресурсах для сельскохозяйственного производства в Воронежской области внедрена целевая контрактная подготовка кадров. В 2013 году за счет средств областного бюджета во ВГАУ обучалось 41 человек, которые после окончания будут направлены в остронуждающиеся сельскохозяйственные предприятия.

В агропромышленном комплексе региона трудится порядка 190 тыс. человек (18% занятых в экономике региона). Основная часть занятых работает в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности, - эти предприятия занимают 78,7% земель. Крестьянско-фермерские хозяйства работают на меньших по площади землях - 13,5%.

Несмотря на опережающие темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, средняя заработная плата в сельском хозяйстве остается на низком уровне. По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата 1 работника (по полному кругу предприятий) составила 16675 рублей, что составляет 75,5% от средней в экономике региона.

Также следует отметить медленное обновление машинно-тракторного парка и внедрения передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, низкую скорость насыщения отрасли квалифицированными кадрами, необустроенность социальной инфраструктурой многих сельских населенных пунктов.

В растениеводстве необходимо сделать акцент на интенсификацию и биологизацию производства, применение современных ресурсосберегающих технологий, предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных и органических удобрений, осуществить переход на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами отечественного производства. В животноводстве - продолжить политику реализации крупных системообразующих проектов (как по созданию новых производств, так и модернизации уже имеющихся) в тех секторах, где область имеет все шансы стать лидером с учетом складывающегося и перспективного размещения производительных сил в целом по стране. В этой сфере следует развивать кластерный подход.

Для обеспечения социальной стабильности и экономической активности сельского населения, повышения занятости необходимо активизировать работу по вовлечению в животноводство малых форм хозяйствования. В пищевой и перерабатывающей отрасли необходимо продолжить модернизацию существующих производств, а также создание новых с учетом имеющихся особенностей местного сельхозпроизводства.