Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 15. SWOT-анализ системы здравоохранения Воронежской области

Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие высококвалифицированных медицинских кадров для обеспечения высокотехнологичного уровня медицинской помощи; - интегрированная в практическое здравоохранение система получения высшего и среднего специального образования, стабильная работа системы подготовки, повышения квалификации медицинских кадров; - наличие в области медицинского вуза - ВГМА им. Н.Н. Бурденко, обеспечивающего подготовку не только специалистов для системы здравоохранения, но и кадры для медицинской науки, - на базе которого осуществляется обучение по целевому набору из сельских районов за счет средств областного бюджета; - сформирована этапная система оказания медицинской помощи (от первичной медико-санитарной помощи до высокотехнологичной), наличие широкой сети медицинских организаций, обеспечивающей этапность оказания медицинской помощи, организована работа межрайонных отделений и центров; - соответствие оказания медицинской помощи федеральным стандартам; - значительное распространение системы общеврачебных практик; - высокий потенциал технологического оснащения медицинских организаций, широкий спектр оказания высокотехнологичных методов лечения; - высокий уровень развития инновационных процессов в отрасли, разрабатываются и внедряются в практическую медицинскую деятельность новые методы лечения, новые медицинские приборы и лекарственные средства; - выделено приоритетное развитие профилактических мероприятий; - организованы выездные формы работы, которые ориентированы на работу с маломобильными группами населения и с населением в отдаленных населенных пунктах; - наличие активно работающей телемедицинской сети, позволяющей осуществлять дистанционное обучение и консультирование

- высокая смертность населения от болезней системы кровообращения; - распространенность онкологических заболеваний, отсутствие онкологической составляющей в негосударственных медицинских учреждениях; - сохранение на высоком уровне туберкулеза за счет приезжих с других территорий, а также контингента с высокой степенью пораженности туберкулезом; - распространенность среди населения социально опасных болезней, психопатологических состояний, асоциальных устремлений; - высокая смертность от ДТП; - высокая загруженность ряда ЛПУ; - отсутствие наркологического стационара и полноценного реабилитационного центра для наркологических больных; - низкая укомплектованность врачами медицинских организаций в сельской местности; - высокий процент врачей предпенсионного и пенсионного возраста; - слабая и устаревшая материально-техническая база в ряде медицинских организаций; - высокая зависимость сферы от бюджетного финансирования; - сильные различия между городской и сельской местностью по доступности медицинской и лекарственной помощи

Возможности

Угрозы

- создание условий для соблюдения предоставленных гарантий по оказанию медицинской и лекарственной помощи населению; - организация на базе существующих государственных учреждений здравоохранения межрайонных многопрофильных отделений, специализированных центров; - возможность повышения доступности и качества медицинской помощи за счет внедрения новейших методов диагностики и лечения; - разработка и внедрение новейших лекарственных препаратов; - возможность расширения спектра и перечня высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе имеющихся медицинских учреждений; - повышение престижности медицинской профессии и оплаты труда медицинских работников; - рост уровня жизни сельского населения; - развитие государственных программ и проектов в сфере здравоохранения и участие в их реализации; - развитие рынка медицинских услуг, повышение покупательной способности населения; - развитие системы государственно-частного партнерства; - совершенствование законодательства в сфере здравоохранения, в частности, касающегося обеспечения реализации гарантий качества медицинской помощи и страхования профессиональной ответственности медицинских работников

- отток медицинских кадров и падение престижности медицинской профессии; - сокращение финансирования отрасли; - возрастание потребности в финансировании сферы за счет роста стоимости медицинского оборудования и технологий, что может вести к увеличению доли платных услуг и снижению удовлетворенности медицинской помощью; - влияние экономического кризиса, дефицит рабочей силы и необходимость продления пенсионного возраста; - ухудшение демографической ситуации и старение населения, рост числа хронической патологии; - усиление негативных депопуляционных процессов в сельской местности; - старение населения, увеличение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста; - появление новых вирусных угроз и заболеваний; - появление в СМИ неадекватной рекламы технологий низкого качества; - стихийные бедствия, форс-мажорные ситуации


Источник: департамент здравоохранения Воронежской области; АУ ВО "ИРР".

Выделим основные слабые стороны системы здравоохранения Воронежской области:

1. Дефицит врачебных кадров в сельской местности и старение кадров.

Численность работников здравоохранения Воронежской области на 1 января 2014 года составила 53649 человек, из которых 10391 - врачи и 22591 - средние медицинские работники. Укомплектованность учреждений здравоохранения области составляет: врачами 64%, средними медицинскими работниками 73,7%. Обеспеченность на 10 тыс. населения врачами составила в среднем 44,6 (по России - 44,0), средним медицинским персоналом - 96,9 (по России - 92,4). Среднерайонный показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения составляет 20,0.

Нехватка медицинского персонала порождает проблемы: длительность ожидания приема у врача, ожидание функциональных исследований от 2 до 3 недель. В 9 районах области нет ни одного врача - специалиста по скорой помощи; в 10 районах - по одному физическому лицу.

2. Слабая и устаревшая материально-техническая база в ряде медицинских учреждений.

Ряд зданий требует капитального ремонта, часть объектов здравоохранения лишена стандартного набора коммунальных услуг - водопровода, горячего водоснабжения, центрального отопления, канализации.

3. Высокая потребность в бюджетном финансировании сферы.

Государственные расходы на здравоохранение и оказание долгосрочной медицинской помощи являются одним из основных источников давления на государственный бюджет во всех странах мира. В настоящее время данная отрасль наиболее уязвима с точки зрения сокращения финансирования.

Консолидированный бюджет отрасли Воронежской области в 2013 году составил 22946,9 млн. рублей, что составляет 99,1% от объема финансового обеспечения здравоохранения области в 2012 году. Тем не менее, отношение расходов на здравоохранение к объему ВРП возросло с 4,7% до 5%. Стратегией предусмотрено удержание показателя к 2020 году не ниже 5,2% (рис. 18).

Снижение темпов финансового наполнения отрасли объясняется, прежде всего, завершением программы модернизации здравоохранения, расходы на которую за счет дополнительных поступлений из ФФОМС составили в 2012 году более 20% консолидированного бюджета.

Объем федерального бюджета уменьшился по следующим причинам:

- субвенции на выплаты работникам ФАП, скорой медицинской помощи, терапевтам, педиатрам и врачам общей практики, сумма которых в 2012 году составила 411 млн. рублей, с 1 января 2013 года не выделяются. Данные выплаты вошли в состав финансирования ОМС;

- на приобретение оборудования в рамках ПНП "Здоровье" по направлению "Онкология" в 2012 году единовременно было выделено 483 млн. рублей, израсходовано 374 млн. рублей. Остаток средств в сумме 109 млн. рублей поступил и израсходован в 2013 году;

- изменились условия предоставления компенсационных выплат молодым врачам-специалистам, переехавшим в сельскую местность. В 2012 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 138 млн. рублей. В 2013 году затрачено 114 млн. рублей, но на условиях софинансирования из областного бюджета. Федеральных средств выделено 57 млн. рублей;

- с 1 января 2013 года за счет федерального бюджета не финансировались ряд направлений программы по борьбе с социально значимыми заболеваниями.



Источник: департамент здравоохранения Воронежской области.


Рис. 18. Отношение расходов на здравоохранение к объему ВРП, %


С 1 января 2013 года финансирование учреждений, участвующих в Территориальной программе обязательного медицинского страхования, осуществляется в условиях одноканального финансирования. Тариф в системе ОМС покрывает фактически все статьи затрат, за исключением приобретения оборудования свыше 100 тыс. рублей за единицу и проведение капитальных ремонтов. Расходы за счет средств ОМС в 2013 году увеличились более чем на 80% и составили 13,6 млрд. рублей.

Для снижения смертности населения от всех причин разработан и реализуется комплекс мероприятий.

1. С февраля 2014 года в Воронежской области стартовал широкомасштабный проект "Живи долго!", направленный на информирование населения, стимулирование раннего обращения граждан за медицинской помощью и повышение уровня личной ответственности за сохранение здоровья. В рамках данного проекта участвуют все исполнительные органы государственной власти. Официальным лицом проекта является губернатор Воронежской области.