Сильные стороны | Слабые стороны |
- высокая доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям (в среднем по области выше, чем в РФ); - рост объемов ремонта автомобильных дорог; - наличие собственных сырьевых запасов для развития базы дорожного хозяйства; - наличие образовательных учреждений, организующих специальные программы подготовки специалистов; - наличие производственной базы для прохождения практики для будущих специалистов | - норматив финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на 1 км, значительно ниже федерального (дефицит финансирования); - ежегодное введение весеннего ограничения движения грузовых транспортных средств; - низкие темпы роста объемов строительства и реконструкции дорог; - отсутствие механизма ограничения монопольно высоких цен на дорожно-строительные материалы; - отставание развития дорожно-транспортной сети при росте грузовых и пассажирских потоков; - высокая аварийность на автомобильных дорогах области |
Возможности | Угрозы |
- обеспечение роста объемов строительства автомобильных дорог за счет федеральных средств; - инструментом ускорения строительства автомобильных дорог и снижения их стоимости является заблаговременная подготовка строительства с резервированием земельных участков, учет при планировании функций улиц и дорог в составе сети, градостроительных факторов и целевого назначения прилегающих к дорогам земельных участков; - реализация мероприятий по внедрению более эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения (устройство пешеходных переходов в разных уровнях, установка дорожного ограждения, строительство светофорных объектов и линий искусственного освещения); - максимальное использование минерально-сырьевой базы области для обеспечения растущих потребностей дорожного хозяйства | - угроза роста технического и технологического отставания дорожного хозяйства области от других регионов; - риск возникновения приграничных конфликтов; - отток квалифицированных кадров (квалифицированных рабочих-механизаторов) в смежные отрасли; - дисбаланс между ускоренным развитием автомобильного парка (соответственно, ростом автомобилизации населения и объемов автомобильных перевозок) и состоянием дорожной сети; - тенденция увеличения доли протяженности дорожной сети, обслуживающей движение в режиме перегрузки; - отставание пропускной способности дорожной сети от спроса на осуществление перевозок (проблема пробок на дорогах); - рост аварийности на автомобильных дорогах; - отсутствие специалистов в аппарате управления муниципальными дорожными фондами |
Источник: департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
Сеть автомобильных дорог общего пользования Воронежской области федерального и регионального значения составляет 9495,954 км, в том числе федерального значения - 803,7 км. Сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к областной государственной собственности, составляет 8695,710 км.
До настоящего времени 280 сельских населенных пунктов (17% от общего числа сельских населенных пунктов) с общей численностью населения около 12 тыс. жителей не имеют связи с транспортной сетью области по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием. Остаются несоединенными 282 сельских населенных пункта с общей численностью жителей 18043 человека. Необходимый объем ввода законченных строительством автомобильных дорог общего пользования для обеспечения соединения данных населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования составляет 808,7 км.
Одним из показателей, характеризующих привлекательность региона с позиции логистики является густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. В 2012 году наблюдается рост по данному показателю на 18%, в 2013 году - на 31%. Одной из причин сложившейся ситуации является создание дорожного фонда Воронежской области, благодаря чему финансирование дорожной отрасли в регионе увеличилось в разы и составило в 2013 году более 6,3 млрд. рублей.
Рост также связан с проведением органами местного самоуправления инвентаризации автомобильных дорог общего пользования и предоставлением в органы статистики более достоверной информации.
В период до 2020 года прогнозируется прирост показателя на 0,5 п. п. ежегодно (рис. 40).
Рис. 40. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на конец года, км на 1000 кв. км
Отметим, что параллельно с ростом густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, идет сокращение доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям (рис. 41).
Рис. 41. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, %
Улучшение показателя обусловлено в основном за счет объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых в круглогодичном режиме и работ по ремонту на автомобильных дорогах в рамках ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2013 - 2015 годы".
В соответствии с государственной программой "Развитие транспортной системы" к 2020 году прогнозируется снижение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения до 12,1%.
Несмотря на значительное улучшение состояния дорожной сети области, ситуация с дорожно-транспортными происшествиями остается напряженной. Одной из причин являются неудовлетворительные дорожные условия. За последние пять лет доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий, увеличилась в 2 раза - с 16,1% в 2009 году до 30,7% в 2013 году.
Данная ситуация сформировалась по нескольким причинам:
- продолжающийся рост количества и мощности автопарка в Воронежской области;
- увеличение количества водителей, имеющих стаж вождения менее 5 лет;
- предоставление в органы статистики более достоверной информации;
- несмотря на улучшение качества дорожного покрытия, остаются аварийно-опасные участки дорог.
К 2020 году правительством Воронежской области поставлена задача приведения доли дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий до 19,1%.
Большой интерес представляют проводимые рейтинги, касающиеся качества и безопасности дорог в регионах и городах. Так, например, согласно проведенному рейтингу межрегиональным общественным центром "За безопасность российских дорог", Воронежская область относится к категории регионов "с недостаточной безопасностью дорог". Так, в 1-м квартале 2014 года область оказалась на 31-м месте из 45 исследуемых регионов. В 1-м полугодии того же года в регионе было зафиксировано более 300 ДТП и более 300 пострадавших.