Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

1.3.3. Транспортный комплекс


Сильные стороны

Слабые стороны

1. Краснодарский край - это
 крупнейший транспортный узел на юге
 России. Здесь расположены крупные
 морские порты Южного бассейна
 (Новороссийск, Туапсе и
 развивающиеся порты на Таманском
 полуострове), через которые
 осуществляется около 30%
 внешнеторгового грузооборота страны

1. Отсутствие региональной сети
 скоростных магистральных дорог. В
 настоящее время 94% региональной
 дорожной сети имеет
 усовершенствованное покрытие, но
 только 0,68% соответствует
 параметрам I технической категории.
 Это приводит к увеличению
 транспортных издержек, что
 отрицательно влияет на
 конкурентоспособность продукции
 кубанских производителей

2. Краснодарский край
 характеризуется развитой сетью
 железных и автомобильных дорог.
 Плотность железнодорожной с ети края
 в 6 раз, а автодорожной - в 4 раза
 превышает соответствующие показатели
 Российской Федерации. Через
 территорию региона проходит
 значительная часть нефте- и
 газопроводов

2. Отставание развития
 дорожно-транспортной сети от роста
 пассажирских потоков. Доступ к
 Черноморскому побережью обеспечивают
 только две федеральные автомобильные
 дороги, некоторые участки которых
 имеют двух- или трехполосную
 проезжую часть. В пиковые сезоны
 создаются заторы, что значительно
 снижает имидж Краснодарского края
 среди туристов и отдыхающих

3. На территории Краснодарского края
 расположено 4 аэропорта, 3 из
 которых имеют статус международных
 (в Краснодаре, Сочи, Анапе)

3. Многие рекреационные территории
 Краснодарского края имеют
 ограниченную транспортную
 доступность. Избыточное количество
 аэропортов межрегиональных и
 недостаток межмуниципальных
 перевозок воздушным транспортом

4. Краснодарский край граничит с
 четырьмя субъектами Российской
 Федерации и одним иностранным
 государством. Данное обстоятельство
 способствует развитию экспортных
 поставок и обеспечивает
 востребованность транспортной
 инфраструктуры края

4. Недостаточная пропускная
 способность автомобильных и
 железнодорожных подходов к морским
 портам и дефицит современных
 специализированных перегрузочных
 комплексов, недостаток складских
 площадей на территории портов

5. Отсутствие на территории
 Краснодарского края развитой
 инфраструктуры логистических
 центров, "стыкующих" различные виды
 транспорта

6. Значительный износ подвижного
 состава в автомобильном,
 железнодорожном и воздушном видах
 транспорта

7. Топографическая неоднородность
 местности Краснодарского края
 существенно влияет на стоимостные
 характеристики
 транспортно-инфраструктурных
 проектов

8. Недостаточное количество
 пассажирских причалов для судов
 местных пассажирских линий и
 современных пассажирских судов

9. Отставание развития
 материально-технической базы
 объектов инфраструктуры аэропортов
 Краснодарского края от современных
 требований

10. Превышение затрат на перевозки
 пассажиров на пригородных и
 городских маршрутах над доходами,
 полученными от их обслуживания

11. Несовершенство тарифной политики

Возможности

Угрозы

1. Создание в Краснодарском крае
 интегрированной транспортной
 системы, использующей преимущества
 каждого вида транспорта и повышающей
 пропускную способность системы в
 целом, а также строительство
 терминально-логистических
 комплексов позволят сформировать
 эффективную логистическую сеть,
 элементы которой будут
 интегрироваться в российскую и
 международную транспортные системы

1. Терминалы крупнейшего порта
 Новороссийск перегружены, их
 проектные мощности освоены на 98%.
 Уже в ближайшей перспективе
 требуется немедленная модернизация
 терминалов с внедрением новых
 технологий для увеличения объема
 перерабатываемых грузов и
 строительство новых причалов,
 способных дешево и быстро
 перерабатывать грузы

2. Развитие аэропорта города
 Краснодара как главного транзитного
 аэропорта Юга России

2. Ограниченная пропускная
 способность пролива Босфор

3. Восстановление судоходных путей
 по реке Кубань от Краснодарского
 гидроузла до устья

3. Конкуренция со стороны других
 приморских регионов России и Украины
 за переориентацию грузовых потоков

4. Анализ международных перевозок
 Краснодарского края показывает
 огромный бюджетный потенциал,
 который практически не используется
 по отношению к транзитным
 международным перевозкам. По данным
 экспертов из общего объема грузов на
 внутрироссийских перевозках между
 Краснодарским краем и другими
 регионами России местные перевозчики
 перевозят лишь 20 - 25%. На
 международных маршрутах этот
 показатель еще меньше и составляет
 3%

4. Недобросовестная конкуренция
 между перевозчиками приводит к
 демпингу цен, коррупции и общему
 снижению их доходов, что негативно
 отражается не только на бюджетной
 эффективности автогрузовой отрасли
 края и на поступлениях в бюджет от
 других секторов экономики, но и на
 самих перевозчиках

5. Развитие объектов транспортной
 инфраструктуры и появление новых
 транспортных услуг в связи с
 проведением Олимпийских зимних игр
 2014 года в городе Сочи

5. Опасность техногенных катастроф в
 связи с износом оборудования и
 инженерной инфраструктуры

6. Привлечение инвестиций в
 автотранспортную отрасль со стороны
 бизнеса, заводов - изготовителей
 подвижного состава, банковских
 структур

6. Возможная потеря занимаемых
 позиций по грузопотоку в связи со
 вступлением в ВТО

7. Открытие на паритетной основе
 новых междугородных, межобластных,
 международных автобусных маршрутов
 до муниципального образования
 город-курорт Сочи

7. Отток квалифицированных кадров из
 отрасли в связи с низкой заработной
 платой

8. Открытие туристических,
 экскурсионных маршрутов

8. Рост стоимости проезда для
 социальных слоев населения в связи с
 ростом цен на энергоносители

Выводы: транспортный комплекс Краснодарского края характеризуется значительной инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена географическим положением региона, наличием крупных морских портов, развитой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, наличием аэропортов, в том числе и международных, проходящими через территорию края нефте- и газопроводами.

При этом необходимо отметить, что в отрасли существует ряд проблем, требующих решения. Основными из них являются: недостаточная доступность ряда рекреационных территорий края; значительный износ подвижного состава в автомобильном, железнодорожном и воздушном видах транспорта; отставание развития материально-технической базы и объектов инфраструктуры краевых аэропортов от современных требований; слабое развитие речного транспорта. Необходимо учитывать и недостаточную пропускную способность морских портов Новороссийск и Туапсе, требующих соответствующего развития реконструкции, а также наличие конкуренции со стороны других приморских регионов России и Украины за переориентацию грузовых потоков.