| |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Краснодарский край - это крупнейший транспортный узел на юге России. Здесь расположены крупные морские порты Южного бассейна (Новороссийск, Туапсе и развивающиеся порты на Таманском полуострове), через которые осуществляется около 30% внешнеторгового грузооборота страны | 1. Отсутствие региональной сети скоростных магистральных дорог. В настоящее время 94% региональной дорожной сети имеет усовершенствованное покрытие, но только 0,68% соответствует параметрам I технической категории. Это приводит к увеличению транспортных издержек, что отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции кубанских производителей |
2. Краснодарский край характеризуется развитой сетью железных и автомобильных дорог. Плотность железнодорожной с ети края в 6 раз, а автодорожной - в 4 раза превышает соответствующие показатели Российской Федерации. Через территорию региона проходит значительная часть нефте- и газопроводов | 2. Отставание развития дорожно-транспортной сети от роста пассажирских потоков. Доступ к Черноморскому побережью обеспечивают только две федеральные автомобильные дороги, некоторые участки которых имеют двух- или трехполосную проезжую часть. В пиковые сезоны создаются заторы, что значительно снижает имидж Краснодарского края среди туристов и отдыхающих |
3. На территории Краснодарского края расположено 4 аэропорта, 3 из которых имеют статус международных (в Краснодаре, Сочи, Анапе) | 3. Многие рекреационные территории Краснодарского края имеют ограниченную транспортную доступность. Избыточное количество аэропортов межрегиональных и недостаток межмуниципальных перевозок воздушным транспортом |
4. Краснодарский край граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации и одним иностранным государством. Данное обстоятельство способствует развитию экспортных поставок и обеспечивает востребованность транспортной инфраструктуры края | 4. Недостаточная пропускная способность автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам и дефицит современных специализированных перегрузочных комплексов, недостаток складских площадей на территории портов |
| 5. Отсутствие на территории Краснодарского края развитой инфраструктуры логистических центров, "стыкующих" различные виды транспорта |
| 6. Значительный износ подвижного состава в автомобильном, железнодорожном и воздушном видах транспорта |
| 7. Топографическая неоднородность местности Краснодарского края существенно влияет на стоимостные характеристики транспортно-инфраструктурных проектов |
| 8. Недостаточное количество пассажирских причалов для судов местных пассажирских линий и современных пассажирских судов |
| 9. Отставание развития материально-технической базы объектов инфраструктуры аэропортов Краснодарского края от современных требований |
| 10. Превышение затрат на перевозки пассажиров на пригородных и городских маршрутах над доходами, полученными от их обслуживания |
| 11. Несовершенство тарифной политики |
Возможности | Угрозы |
1. Создание в Краснодарском крае интегрированной транспортной системы, использующей преимущества каждого вида транспорта и повышающей пропускную способность системы в целом, а также строительство терминально-логистических комплексов позволят сформировать эффективную логистическую сеть, элементы которой будут интегрироваться в российскую и международную транспортные системы | 1. Терминалы крупнейшего порта Новороссийск перегружены, их проектные мощности освоены на 98%. Уже в ближайшей перспективе требуется немедленная модернизация терминалов с внедрением новых технологий для увеличения объема перерабатываемых грузов и строительство новых причалов, способных дешево и быстро перерабатывать грузы |
2. Развитие аэропорта города Краснодара как главного транзитного аэропорта Юга России | 2. Ограниченная пропускная способность пролива Босфор |
3. Восстановление судоходных путей по реке Кубань от Краснодарского гидроузла до устья | 3. Конкуренция со стороны других приморских регионов России и Украины за переориентацию грузовых потоков |
4. Анализ международных перевозок Краснодарского края показывает огромный бюджетный потенциал, который практически не используется по отношению к транзитным международным перевозкам. По данным экспертов из общего объема грузов на внутрироссийских перевозках между Краснодарским краем и другими регионами России местные перевозчики перевозят лишь 20 - 25%. На международных маршрутах этот показатель еще меньше и составляет 3% | 4. Недобросовестная конкуренция между перевозчиками приводит к демпингу цен, коррупции и общему снижению их доходов, что негативно отражается не только на бюджетной эффективности автогрузовой отрасли края и на поступлениях в бюджет от других секторов экономики, но и на самих перевозчиках |
5. Развитие объектов транспортной инфраструктуры и появление новых транспортных услуг в связи с проведением Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи | 5. Опасность техногенных катастроф в связи с износом оборудования и инженерной инфраструктуры |
6. Привлечение инвестиций в автотранспортную отрасль со стороны бизнеса, заводов - изготовителей подвижного состава, банковских структур | 6. Возможная потеря занимаемых позиций по грузопотоку в связи со вступлением в ВТО |
7. Открытие на паритетной основе новых междугородных, межобластных, международных автобусных маршрутов до муниципального образования город-курорт Сочи | 7. Отток квалифицированных кадров из отрасли в связи с низкой заработной платой |
8. Открытие туристических, экскурсионных маршрутов | 8. Рост стоимости проезда для социальных слоев населения в связи с ростом цен на энергоносители |
Выводы: транспортный комплекс Краснодарского края характеризуется значительной инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена географическим положением региона, наличием крупных морских портов, развитой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, наличием аэропортов, в том числе и международных, проходящими через территорию края нефте- и газопроводами.
При этом необходимо отметить, что в отрасли существует ряд проблем, требующих решения. Основными из них являются: недостаточная доступность ряда рекреационных территорий края; значительный износ подвижного состава в автомобильном, железнодорожном и воздушном видах транспорта; отставание развития материально-технической базы и объектов инфраструктуры краевых аэропортов от современных требований; слабое развитие речного транспорта. Необходимо учитывать и недостаточную пропускную способность морских портов Новороссийск и Туапсе, требующих соответствующего развития реконструкции, а также наличие конкуренции со стороны других приморских регионов России и Украины за переориентацию грузовых потоков.