Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ" (с изменениями на: 21.02.2017)


1. Общее описание


1.1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы" (далее именуется - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Волгоградской области, повышение ее уровня качества и эффективности.

В целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Волгоградской области сформирована разветвленная сеть организаций социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми.

По состоянию на 01 января 2017 г. сеть организаций социального обслуживания включает в себя 79 государственных организаций и 16 организаций иных форм собственности, в том числе:

организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, - 29;

реабилитационных центров - 2;

центров социального обслуживания населения - 34;

центров социального обслуживания на дому - 8;

центров психолого-педагогической помощи населению - 5;

комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - 1.

По итогам 2016 года численность получателей социальных услуг, получивших социальные услуги у государственных поставщиков социальных услуг Волгоградской области, составила 93300 человек, численность получателей социальных услуг, получивших социальные услуги у негосударственных поставщиков социальных услуг Волгоградской области, - 220 человек.

В 2016 году предусматривались бюджетные ассигнования в сумме 5,457 тыс. рублей на возмещение затрат, понесенных поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа), при предоставлении социальных услуг получателям социальных услуг.

Результатом проведенных мероприятий по оптимизации сети организаций социального обслуживания в 2016 году стало:

развитие стационарозамещающих форм социального обслуживания детей и семей, граждан пожилого возраста (отделения дневного пребывания, социальные семьи, мобильные выездные бригады и другие);

открытие государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест;

увеличение норматива обслуживания граждан на дому с 8 до 12 человек в городской местности, с 4 до 8 человек в сельской местности, реорганизация 258 отделений социального обслуживания на дому в 43 путем сокращения административно-управленческого персонала;

внедрение сдельно-премиальной системы оплаты труда социальных работников;

введение принципа адресности при предоставлении социальных услуг. Органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным по вопросам признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, определен комитет социальной защиты населения Волгоградской области, а также подведомственные ему центры социальной защиты населения.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Волгоградской области от 06 ноября 2014 года N 140-ОД "О социальном обслуживании населения в Волгоградской области" изменился подход к оплате социальных услуг, предоставляемых в различных формах социального обслуживания (на дому, в полустационарной и стационарной формах). Предоставление платных социальных услуг базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг и зависит от уровня их среднедушевого дохода.

Удалось во многом улучшить ситуацию в решении вопросов безопасного функционирования государственных организаций социального обслуживания: на сегодняшний день все организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, соответствуют стандартам условий проживания клиентов, оснащенности оборудованием, организации питания, лечения и досуга, предоставления широкого спектра социальных услуг. В них решены многие вопросы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения: входы в организации оборудованы пандусами и поручнями, имеются подъемные устройства для перемещения маломобильных клиентов, санитарно-гигиенические помещения оборудованы специальным оборудованием и приспособлениями. В Волгоградской области отсутствуют здания, в которых находятся организации социального обслуживания, находящиеся в аварийном состоянии.

С 2013 года проводится независимая оценка качества работы организаций социального обслуживания. Функции по осуществлению общественного контроля и проведению независимой оценки качества возложены на общественный совет комитета социальной защиты населения Волгоградской области. Функции организатора-оператора по сбору, обобщению и анализу информации возложены на государственное казенное учреждение "Областной центр развития и контроля качества социальных услуг".

Для повышения качества и эффективности социального обслуживания в Волгоградской области необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника, необходима выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в изменяющихся правовых, социально-экономических и демографических условиях.

1.2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан являются:

1.2.1. Наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.

Дальнейшее развитие сети организаций социального обслуживания с учетом ликвидации очередности на получение социальных услуг планируется исходя из мониторинга потребности граждан в социальных услугах и деятельности организаций социального обслуживания, требований методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2016 года N 219, законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры, особенностей и уровня развития системы социального обслуживания в Волгоградской области и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность социальным обслуживанием получателей социальных услуг.

Направлениями развития сети организаций социального обслуживания является создание рынка социальных услуг, конкурентной среды в сфере социального обслуживания путем привлечения на рынок социальных услуг поставщиков иных форм собственности и дальнейшего перевода государственных казенных организаций социального обслуживания в статус бюджетных или автономных учреждений.

1.2.2. Устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания.

Коечная сеть в организациях, осуществляющих стационарное обслуживание, составляет 5230 коек, в том числе в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, - 5180 коек.

На сегодняшний день нет необходимости в увеличении общего количества койко-мест. Несмотря на тенденцию роста численности граждан пожилого возраста (в Волгоградской области проживает 625,4 тыс. граждан старше трудоспособного возраста, или 23,9 процента от общей численности населения Волгоградской области), существующая коечная сеть организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и психоневрологического профиля, с учетом завершения строительства государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест, а также активного внедрения в деятельность подведомственных организаций стационарозамещающих форм работы, позволит в 2017 году в полном объеме удовлетворить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства, детей-инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании. Временно появляющаяся очередность на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обусловлена только выбором гражданином конкретного учреждения.