Вспышки африканской чумы свиней возникают на территории Российской Федерации не впервые. До 2008 года африканская чума свиней (далее - АЧС) представляла для регионов России теоретическую угрозу. Заболевание было энзоотичным: природные очаги фиксировались в субсахарной Африке и на острове Сардиния. Однако в 2007 году ситуация изменилась коренным образом. Весной 2007 года АЧС появилась в Грузии, а в течение лета и осени распространилась по Закавказью. В декабре 2007 года был зарегистрирован первый случай АЧС среди диких кабанов на территории Российской Федерации (Чеченская Республика). В настоящее время критичными по АЧС являются регионы Южного федерального округа (далее - ЮФО).
На территории ЮФО и государств Закавказья более четырех лет сохраняется крайне сложная обстановка по АЧС.
Источником возбудителя АЧС являются больные и переболевшие (вирусоносители) свиньи. Основным резервуаром возбудителя АЧС в природе служат дикие свиньи, а также аргасовые клещи рода Ornithodorus. Факторами передачи возбудителя АЧС являются инфицированные объекты внешней среды (корма, кормовые отходы, вода, предметы ухода, навоз и другое), трупы павших свиней и продукты убоя инфицированных свиней. Период с момента заражения свиньи до проявления выраженных признаков АЧС (инкубационный период) составляет 5 - 15 суток.
Распространение вируса в помещениях, отдельных хозяйствах, где осуществляются выращивание и разведение свиней, участках пастбищ (урочищах), организациях, осуществляющих убой свиней, заготовку и переработку продукции животного происхождения, также в районе обитания больных домашних и диких свиней (далее - эпизоотический очаг) и за его пределами возможно посредством реализации и использования необеззараженных продуктов убоя свиней или путем перемещения свиней с места на место, а также транспортными средствами и обслуживающим персоналом.
В современных условиях хозяйствования появление АЧС в регионе является катастрофой для всей свиноводческой отрасли, о чем свидетельствуют:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
экономический ущерб.
Экономический ущерб, наносимый африканской чумой свиней, складывается из прямых потерь по радикальной ликвидации болезни, ограничений торговли и измеряется сотнями миллионов рублей. На возмещение потерь при изъятии животных в 2008 году из краевого бюджета были выделены 25883,5 тыс. рублей, в 2009 году - 3310,9 тыс. рублей, в 2010 году - 45106,6 тыс. рублей, в 2011 году - 311385,3 тыс. рублей. Угроза АЧС - основной фактор, сдерживающий развитие свиноводства в Краснодарском крае.
Через средства массовой информации, сходы граждан регулярно проводится разъяснительная работа с населением об опасности появления АЧС о порядке оповещения ветеринарной службы. Посредством телевидения, радио, периодическую печать и листовки даны адреса и телефоны ветеринарных подразделений, в которые следует обращаться в случае заболевания и гибели свиней.
Наряду с этим в ряде муниципальных образований края не решены вопросы содержания свиней в личных подсобных хозяйствах граждан, в крестьянских (фермерских) хозяйствах в режиме безвыгульного содержания свиней, что представляет угрозу возникновения новых очагов заболевания АЧС.
Ликвидация очагов АЧС и недопущение их дальнейшего распространения на территории Краснодарского края возможно при комплексном подходе к решению этой проблемы, достаточном финансировании организационно-хозяйственных мероприятий и должном научном обеспечении проводимых мероприятий.
Основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
1. Комплексный подход к решению проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные ее аспекты и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий.
2. Координация решения проблем.
Координация реализации мероприятий Программы осуществляется министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, который обеспечивает соблюдение государственными заказчиками сроков проведения программных мероприятий и мониторинга их реализации.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.09.2012 N 1024)
3. Обеспечение полного и своевременного финансирования.
В Программе принимаются механизм и объемы финансирования программных мероприятий, что обеспечит своевременность и полноту их оплаты.
4. Принятие критериев оценки и социально-экономических последствий решений проблемы.
В связи с вышеизложенным, назрела острая необходимость решения проблемы посредством программно-целевого метода, который позволит достичь наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения социально значимых проблем, а также обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов.