ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2012 года N 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКА ЗАНОСА, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОЧАГОВ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 623, от 05.09.2012 N 1024, от 07.11.2012 N 1315, от 25.12.2012 N 1604, от 27.05.2013 N 536, от 10.09.2013 N 998, от 19.12.2013 N 1500)
На территории Краснодарского края обострилась эпизоотическая ситуация, зафиксированы очаги африканской чумы свиней. Принимая во внимание режим чрезвычайной ситуации, которая требует принятия незамедлительных мер по ликвидации и предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории Краснодарского края и Российской Федерации в целом, а также во исполнение решения Межведомственной комиссии по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2011 года N ЕС-25/200), обращений Министра сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Предупреждение риска заноса, распространения и ликвидация очагов африканской чумы свиней на территории Краснодарского края на 2012 - 2015 годы" (прилагается).
2. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в краевых средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края С.В. Гаркушу.
(п. 3 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2013 N 1500)
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу соответствующих изменений в Законы Краснодарского края от 20 декабря 2011 года N 2404-КЗ "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и от 26 декабря 2005 года N 976-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства", постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года N 763 "Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных краевых целевых программ".
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 19 января 2012 года N 31
ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКА ЗАНОСА, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОЧАГОВ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 623, от 05.09.2012 N 1024, от 07.11.2012 N 1315, от 25.12.2012 N 1604, от 27.05.2013 N 536, от 10.09.2013 N 998, от 19.12.2013 N 1500)
Наименование программы | долгосрочная краевая целевая программа "Предупреждение риска заноса, распространения и ликвидация очагов африканской чумы свиней на территории Краснодарского края на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденная Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года |
Основные разработчики Программы | министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края государственное управление ветеринарии Краснодарского края |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.09.2012 N 1024) | |
Координатор Программы | министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.09.2012 N 1024) | |
Государственные заказчики, заказчики (или ответственные за выполнение мероприятий) и исполнители мероприятий Программы | министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края государственное управление ветеринарии Краснодарского края министерство природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (по согласованию) |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 623, от 05.09.2012 N 1024, от 07.11.2012 N 1315) | |
Цели и задачи Программы | комплексное решение проблем профилактики и ликвидации африканской чумы свиней (далее - АЧС) в Краснодарском крае задачи: изучение возможных путей заноса возбудителя АЧС на территорию края совершенствование методов профилактики заболевания организация и выполнение эпизоотического мониторинга АЧС принятие мер, направленных на обеспечение работы хозяйств, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, осуществляющих убой свиней, осуществляющих переработку продукции свиноводства в режиме, соответствующем IV степени защищенности (компартменту) принятие мер, направленных на недопущение использования в отрасли свиноводства кормов, произведенных без проведения термической обработки, уничтожающей возбудителя АЧС принятие мер, направленных на проведение идентификации поголовья свиней на территории края принятие мер, направленных на организацию на регулярной основе мероприятий по экстренной депопуляции дикого кабана, уничтожению трупов диких кабанов и организацию отбора проб патологического материала от павших на подконтрольной территории животных принятие мер, направленных на снижение поголовья свиней в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах за счет альтернативных видов животных принятие мер, направленных на организацию в установленном законодательством порядке работы дополнительных постов досмотра, и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств обеспечение экологической безопасности и мер по ветеринарной защите при строительстве и эксплуатации мощностей по производству и убою свиней повышение квалификации ветеринарных специалистов края в вопросах организации диагностики и профилактики АЧС обеспечение информационной политики, направленной на систематическое доведение через электронные и печатные средства массовой информации информационных материалов, отражающих аспекты, связанные с опасностью АЧС обеспечение проведения мероприятий по недопущению перемещения и реализации подконтрольных ветеринарной службе грузов без ветеринарных сопроводительных документов и по ветеринарным сопроводительным документам, выданным с нарушением законодательства Российской Федерации |
Срок реализации Программы | 2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 1137313,5 тыс. рублей, в том числе предполагается реализация мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета - 95535,0 тыс. рублей, из них по годам: 2012 - 95535,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета - 602678,5 тыс. рублей, из них по годам: планируется привлечение средств из местных бюджетов - 5894,5 тыс. рублей, из них по годам: 2012 год - 4055,5 тыс. рублей планируется привлечение средств из внебюджетных источников - 433205,5 тыс. рублей, из них по годам: |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.05.2013 N 536, от 19.12.2013 N 1500) | |
Контроль за выполнением Программы | контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
Вспышки африканской чумы свиней возникают на территории Российской Федерации не впервые. До 2008 года африканская чума свиней (далее - АЧС) представляла для регионов России теоретическую угрозу. Заболевание было энзоотичным: природные очаги фиксировались в субсахарной Африке и на острове Сардиния. Однако в 2007 году ситуация изменилась коренным образом. Весной 2007 года АЧС появилась в Грузии, а в течение лета и осени распространилась по Закавказью. В декабре 2007 года был зарегистрирован первый случай АЧС среди диких кабанов на территории Российской Федерации (Чеченская Республика). В настоящее время критичными по АЧС являются регионы Южного федерального округа (далее - ЮФО).
На территории ЮФО и государств Закавказья более четырех лет сохраняется крайне сложная обстановка по АЧС.
Источником возбудителя АЧС являются больные и переболевшие (вирусоносители) свиньи. Основным резервуаром возбудителя АЧС в природе служат дикие свиньи, а также аргасовые клещи рода Ornithodorus. Факторами передачи возбудителя АЧС являются инфицированные объекты внешней среды (корма, кормовые отходы, вода, предметы ухода, навоз и другое), трупы павших свиней и продукты убоя инфицированных свиней. Период с момента заражения свиньи до проявления выраженных признаков АЧС (инкубационный период) составляет 5 - 15 суток.
Распространение вируса в помещениях, отдельных хозяйствах, где осуществляются выращивание и разведение свиней, участках пастбищ (урочищах), организациях, осуществляющих убой свиней, заготовку и переработку продукции животного происхождения, также в районе обитания больных домашних и диких свиней (далее - эпизоотический очаг) и за его пределами возможно посредством реализации и использования необеззараженных продуктов убоя свиней или путем перемещения свиней с места на место, а также транспортными средствами и обслуживающим персоналом.
В современных условиях хозяйствования появление АЧС в регионе является катастрофой для всей свиноводческой отрасли, о чем свидетельствуют:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
экономический ущерб.
Экономический ущерб, наносимый африканской чумой свиней, складывается из прямых потерь по радикальной ликвидации болезни, ограничений торговли и измеряется сотнями миллионов рублей. На возмещение потерь при изъятии животных в 2008 году из краевого бюджета были выделены 25883,5 тыс. рублей, в 2009 году - 3310,9 тыс. рублей, в 2010 году - 45106,6 тыс. рублей, в 2011 году - 311385,3 тыс. рублей. Угроза АЧС - основной фактор, сдерживающий развитие свиноводства в Краснодарском крае.
Через средства массовой информации, сходы граждан регулярно проводится разъяснительная работа с населением об опасности появления АЧС о порядке оповещения ветеринарной службы. Посредством телевидения, радио, периодическую печать и листовки даны адреса и телефоны ветеринарных подразделений, в которые следует обращаться в случае заболевания и гибели свиней.
Наряду с этим в ряде муниципальных образований края не решены вопросы содержания свиней в личных подсобных хозяйствах граждан, в крестьянских (фермерских) хозяйствах в режиме безвыгульного содержания свиней, что представляет угрозу возникновения новых очагов заболевания АЧС.
Ликвидация очагов АЧС и недопущение их дальнейшего распространения на территории Краснодарского края возможно при комплексном подходе к решению этой проблемы, достаточном финансировании организационно-хозяйственных мероприятий и должном научном обеспечении проводимых мероприятий.
Основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
1. Комплексный подход к решению проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные ее аспекты и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий.
2. Координация решения проблем.
Координация реализации мероприятий Программы осуществляется министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, который обеспечивает соблюдение государственными заказчиками сроков проведения программных мероприятий и мониторинга их реализации.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.09.2012 N 1024)
3. Обеспечение полного и своевременного финансирования.
В Программе принимаются механизм и объемы финансирования программных мероприятий, что обеспечит своевременность и полноту их оплаты.
4. Принятие критериев оценки и социально-экономических последствий решений проблемы.
В связи с вышеизложенным, назрела острая необходимость решения проблемы посредством программно-целевого метода, который позволит достичь наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения социально значимых проблем, а также обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов.
Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики и ликвидации АЧС на территории Краснодарского края.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются:
ликвидация очагов АЧС на территории края;
изучение возможных путей заноса возбудителя АЧС на территорию Краснодарского края;
совершенствование методов профилактики заболевания;
организация и выполнение эпизоотического мониторинга АЧС;
принятие мер, направленных на обеспечение работы хозяйств, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, осуществляющих убой свиней, осуществляющих переработку продукции свиноводства в режиме, соответствующем IV степени защищенности (компартменту);
принятие мер, направленных на недопущение использования в отрасли свиноводства кормов, произведенных без проведения термической обработки, уничтожающей возбудителя АЧС;
принятие мер, направленных на проведение идентификации поголовья свиней на территории края;
принятие мер, направленных на проведение на регулярной основе мероприятий по экстренной депопуляции дикого кабана, уничтожению трупов диких кабанов и организацию отбора проб патологического материала от павших на подконтрольной территории животных;
принятие мер, направленных на снижение поголовья свиней в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах за счет альтернативных видов животных;
принятие мер, направленных на организацию в установленном законодательством порядке работы дополнительных постов досмотра, и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств;
обеспечение экологической безопасности и мер по ветеринарной защите при строительстве и эксплуатации мощностей по производству и убою свиней;
повышение квалификации ветеринарных специалистов края в вопросах организации диагностики и профилактики АЧС;
обеспечение информационной политики, направленной на систематическое доведение через электронные и печатные средства массовой информации информационных материалов, отражающих аспекты, связанные с опасностью АЧС;
обеспечение проведения мероприятий по недопущению перемещения и реализации подконтрольных ветеринарной службе грузов без ветеринарных сопроводительных документов и по ветеринарным сопроводительным документам, выданным с нарушением законодательства Российской Федерации.
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2015 годы.
Для реализации Программы необходимы следующие ресурсы:
организационные - проведение организационных мероприятий силами управления ветеринарии Краснодарского края, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю, а также привлеченных в установленном законодательством порядке сил Главного управления МВД России по Краснодарскому краю;
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.09.2012 N 1024)
технические - автотранспорт, дезинфекционная техника, современное лабораторное оборудование, оргтехника и другие технические средства и оборудование;
кадровые - исполнители Программы обеспечивают решение организационных задач, разработку и внедрение научно-методического обеспечения (Программа предусматривает использование кадрового потенциала министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, управления ветеринарии Краснодарского края, управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю, администраций сельских и городских поселений края).