В Оренбургской области проживают 212,6 тысячи инвалидов, из них более 8,9 тысячи - дети-инвалиды.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество маломобильных групп населения, включая инвалидов.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.
Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:
1. Принцип "универсального дизайна", который предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". В этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования "универсального дизайна" возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. "Универсальный дизайн" не исключает использования ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, то есть "универсальность" и "безбарьерность" могут быть обеспечены путем применения вспомогательных устройств и технологий.
2. "Разумное приспособление", или "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" ("адаптированная") среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утвержденным соответствующим нормативам, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать:
результаты изучения потребностей инвалидов с объективной оценкой этих потребностей специалистами;
имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте социальной инфраструктуры и предусмотренные для этого средства).
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:
архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их образовательном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;