Показатели | Единицы измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Количество хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании, всего | субъектов | 6790 | 6838 | 6479 | 6453 | 6475 |
в том числе: | ||||||
юридические лица | субъектов | 1358 | 1547 | 1588 | 1605 | 1611 |
индивидуальные предприниматели | субъектов | 5432 | 5290 | 4891 | 4848 | 4864 |
Количество работающих в торговле и общественном питании | человек | 27620 | 29217 | 28785 | 28657 | 28800 |
Инфраструктура | ||||||
Объекты торговли - всего | единиц | 3660 | 3734 | 3924 | 3988 | 4075 |
из них торговые центры и комплексы | единиц | 112 | 138 | 145 | 145 | 149 |
Обеспеченность торговыми площадями | кв. м | 594,52 | 654,8 | 859,7 | 1011,4 | 1011,4 |
Рынки | единиц | 20 | 20 | 11 | 11 | 8 |
в том числе: | ||||||
универсальные | единиц | 12 | 13 | 4 | 4 | 3 |
специализированные | единиц | 5 | 4 | 4 | 4 | 1 |
Оборот розничной торговли, в действовавших ценах | млн. рублей | 90443,5 | 97388,9 | 103393,4 | 112666,5 | 122736,6 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | 102,3 | 102,2 | 101,4 | 101,8 | 100,8 |
Доля оборота торгующих организаций в стационарной торговле в общем объеме товарооборота | % | 97,2 | 97,6 | 98,4 | 98,1 | 98,3 |
Доля рынков в общем объеме товарооборота | % | 2,8 | 2,4 | 1,6 | 1,9 | 1,7 |
Среднемесячный оборот розничной торговли в расчете на душу населения | рублей | 14755,2 | 16359,1 | 17392 | 19033 | 20845 |
Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия | % | 48,8 | 51,3 | 50,1 | 50,1 | 51,7 |
Удельный вес оборота розничной торговли непродовольственными товарами | % | 51,2 | 48,7 | 49,9 | 49,9 | 48,3 |
Удельный вес оборота розничной торговли ГСМ | % | 2,8 | 3,5 | 4,3 | - | |
Количество малых предприятий в сфере торговли | единиц | 159 | 233 | 174 | 157 | - |
Оптовая торговля | ||||||
Оборот оптовой торговли, всего | млн. руб. | 50091,9 | 59661,2 | 61516,6 | 61416 | 76928,7 |
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | % | 101,9 | 111,5 | 94,5 | 94,8 | 115,7 |
В т.ч. организаций оптовой торговли | млн. руб. | 42058,5 | 52030,9 | 52648,9 | 50574,8 | 62380,4 |
К предыдущему году (в сопоставимых ценах) | % | 117,8 | 112,0 | 97,5 | 94,9 | 113,9 |
Удельный вес организаций оптовой торговли в общем обороте оптовой торговли | % | 84 | 87,2 | 85,6 | 82,3 | 81,8 |
Продажа товаров предприятиями других видов экономической деятельности | млн. руб. | 8033,4 | 7630,3 | 8867,7 | 10841,2 | 14548,3 |
К предыдущему году (в сопоставимых ценах) | % | 54,8 | 143,7 | 98,3 | 94,4 | 123,9 |
Доля субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли | % | - | 59,7 | 67,3 | 52,5 | 42,1 |
На начало 2015 года в сфере торговли (розничная и оптовая торговля) было занято порядка 6 тысяч хозяйствующих субъектов. Количество работающих в отрасли составило около 29 тысяч человек, что определило 10% уровень от экономически активного населения Сахалинской области.
В формировании розничного товарооборота Сахалинской области важную роль играет малый бизнес. В 2015 году на долю крупных организаций приходилось порядка 11% всего товарооборота. В то же время, на долю субъектов малого бизнеса приходится чуть более 87%.
Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики торговля занимает по количеству малых и средних предприятий. В 2014 году в оптовой и розничной торговле количество предприятий составило 2936 единиц, что определило уровень в структуре учтенных по виду деятельности предприятий в параметре 32%. Сложившемуся положению дел способствовал сформировавшийся низкий уровень государственного участия в сфере торговли, который не оказывает регулирующего воздействия на состояние конкуренции в отрасли. В целом число организаций с государственной и муниципальной собственностью по виду деятельности оптовая и розничная торговля составляет 17 единиц, или 0,4% от общего количества организаций, в том числе по виду деятельности розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, - 0,8%.
Высокий уровень конкуренции и концентрации малого бизнеса в отрасли определили общее направление макроэкономического развития торговли Сахалинской области. На протяжении ряда лет регион является лидером по продажам товаров на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. По итогам 2014 года в Сахалинской области реализовано на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров на сумму порядка 250 тыс. рублей.
Высокий уровень продаж обеспечивается соответствующей отраслевой инфраструктурой, которая в Сахалинской области имеет тенденцию роста и на начало 2015 года была представлена более 4 тысячами торговыми объектами суммарной торговой площадью 496,6 тыс. кв. м, включая 156 торговых центров, 217 складскими помещениями общей площадью 132,6 тыс. кв. м, 10 холодильниками суммарной емкостью 4,7 тыс. т и 3 овощехранилищами на 1,8 тыс. т.
Характерной особенностью для региона является сложившийся высокий показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей, который по состоянию на начало 2015 года составил более 1 тыс. кв. м и был выше норматива расчетной минимальной обеспеченности в 2 раза. При этом фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей превышает установленный норматив минимальной обеспеченности во всех муниципальных образованиях, что определяет потенциал дальнейшего развития отрасли. В то же время, Стратегией развития торговли Российской Федерации до 2020 года, как одним из механизмов развития торговой отрасли предусматривается совершенствование нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утвержденные на сегодняшний день нормативы не отражают реальной ситуации, поскольку методика расчета учитывает абсолютно все торговые объекты вкупе, не дифференцированно по форматам, т.е. достижение заданного норматива всегда возможно при открытии единственного крупного торгового центра. В этой связи возникает необходимость применения дифференцированного по форматам учета нормативов минимальной обеспеченности.
Вместе с тем в условиях перехода к более низкой траектории экономического роста, обусловленного рядом факторов (снижение возможностей стимулирования потребительского спроса потребительским кредитованием, усложнение общемировой экономической ситуации), существует определенная вероятность снижения потенциала отрасли в обеспечении своих основных функций, важными из которых являются удовлетворение спроса населения в жизненно необходимых товарах, стимулирование развития производства и обеспечение занятости населения. Одновременно, без развития малых форматов сегодня невозможно решение задач в области импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами.
Как показывает анализ текущего состояния торговой отрасли, ее уровень развития неоднороден по муниципальным образованиям Сахалинской области. Несмотря на сложившиеся положительные тенденции, по ряду направлений в отдельных муниципальных образованиях торговля демонстрирует низкий уровень своего развития. Например, порядка 80% площадей торговых центров и комплексов приходится на областной центр, на долю наиболее развитых муниципальных образований (городские округа Долинский, Корсаковский, Холмский, Охинский) - еще чуть более 15%. На долю оставшихся жителей, которые составляют порядка 31% населения Сахалинской области, приходится чуть более 5%.
В то же время отдаленные и труднодоступные территории Сахалинской области испытывают острый дефицит торговых объектов, вплоть до полного их отсутствия. Сегодня наиболее остро стоит проблема с обеспечением жителей населенных пунктов муниципальных образований Макаровский, Охинский, Холмский, Томаринский, Тымовский, Углегорский районы. С учетом труднодоступности ряда территорий Сахалинской области, а также в связи со слабой развитостью торговой инфраструктуры или ее полного отсутствия в отдельных населенных пунктах, снабжение отдаленных территорий видится через развитие мобильной торговли (торговли с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств), которая является единственной возможностью удовлетворять спрос населения таких территорий.
Недостаточная экономическая доступность, выраженная в регионе снижением реальных доходов населения Сахалинской областью, наличием граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, на фоне усложнения экономической ситуации в Российской Федерации определяет систему рисков в области полноценного потребления населением качественных продуктов питания. На протяжении последних лет в структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес занимают продовольственные товары, что определяется безусловной их приоритетностью. Вместе с тем в 2014 году обозначилась и получила дальнейшее развитие в текущем году тенденция сокращения физического объема покупок населением таких важных продуктов питания, как мясо, молочные продукты, рыба, фрукты, овощи.
В этой связи решение вопроса в обеспечении населения Сахалинской области доступными и качественными продуктами питания видится через развитие ярмарочной торговли, а также организацию современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Для последнего формата торговли (рынки) в Сахалинской области характерна тенденция сокращения количественных и качественных параметров развития. На начало 2015 года количество региональных рынков составляло 8 единиц, при этом специализированный сельскохозяйственный рынок расположен только в муниципальном образовании "Южно-Курильский городской округ". Вместе с тем, как показывает анализ деятельности рынков, сегодня существует потребность в развитии таких форматов. Это обусловлено и проводимой региональной государственной политикой в сфере производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Увеличение количества рынков даст толчок развитию конкуренции и снизит существующие проблемы в обеспечении населения качественной продукцией.
Необходима поддержка в виде разработки специальных мер по созданию и развитию специфического сегмента торговли, имеющего ярко выраженное социальное значение. При этом необходимо учитывать спецификацию таких объектов, которая должна быть направлена на реализацию, прежде всего, свежих скоропортящихся продуктов питания, сельскохозяйственной продукции местного производства. В настоящее время на территории Сахалинской области в 16 муниципальных образованиях функционирует 92 социально ориентированных объектов торговли, которые обеспечивают на определенный перечень продовольствия фиксированную торговую наценку. В рамках реализации подпрограммных мероприятий планируется до 2017 года обеспечить прирост торговых объектов, имеющих статус "Социальный", в количестве не менее 98 единиц. Одновременно в регионе реализуется социальный проект "Региональный продукт "Доступная рыба". Его основной задачей остается обеспечение населения Сахалинской области свежемороженой рыбой по рыночно оправданной цене, которая достигается за счет применения в хозяйственном обороте прямых договоров между участниками процесса и рекомендуемой региональным правовым актом торговой наценки в размере не более 15%, без учета транспортных затрат. Реализация проекта требует со стороны органов власти применения государственной поддержки в виде частичной компенсации затрат, с учетом применения хозяйствующими субъектами рекомендуемой торговой наценки, которая, в свою очередь, направлена на обеспечение покрытия всех затрат, возникающих в ходе торговой деятельности.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 24.11.2017 N 546)