Мероприятия Подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее соответственно - Подпрограмма, Государственная программа) направлены на развитие малых форм хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные организации - микропредприятия (с численностью занятых до 15 человек).
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 815, от 10.07.2018 N 333)
Сектор малых форм хозяйствования Сахалинской области, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства (в 2012 году - 57,9%) и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в Сахалинской области как экономической категории началось с 1990 года и до 1993 года сохраняло тенденцию роста. Однако с усилением кризисных явлений в экономике с 1993 года начался процесс распада крестьянских хозяйств. В формировании крестьянского (фермерского) движения появились новые тенденции: число хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь образованных.
Как правило, прекратили свою деятельность хозяйства, наделенные малопродуктивными земельными участками, покрытыми лесом и кустарником, расположенные на значительном удалении от населенных пунктов, с отсутствием инженерных коммуникаций. Многие земельные участки из-за отсутствия у глав хозяйств средств своевременно не были освоены. В результате отказов и по причине изъятия земельных участков количество крестьянских (фермерских) хозяйств значительно уменьшилось, по сравнению с 1990 годом на 40%. Несмотря на различную по годам интенсивность образования и ликвидации фермерских хозяйств, на 1 января 2012 года в области насчитывается 700 зарегистрированных хозяйств (фактически свою деятельность ведут 138).
Общая площадь выделенных земель для ведения КФХ составляет 9,9 тыс. га, или 5,9% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. На сельскохозяйственные угодья приходится 6,4 тыс. га (64,6% отведенных фермерам земель), в том числе пашня составляет 2,9 тыс. га (29%). В среднем на одно хозяйство в Сахалинской области приходится 14,9 гектара земли.
Удельный вес посевных площадей всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в посевных площадях хозяйств всех категорий составляет 7,7%, из них: картофеля - 6,3%, овощей - 13,8%, кормовых культур - 7,7%.
В настоящее время основной задачей развития крестьянских (фермерских) хозяйств является не столько их количественный рост, сколько качественное изменение в организации производства, позволяющее значительно повысить экономическую эффективность. Экономические условия функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств области остаются неблагоприятными.
В общем объеме производства продукции животноводства в натуральном выражении доля крестьянских (фермерских) хозяйств составила: 8,6% - мясо скота и птицы, 8,9% - молоко, 0,4% - яйца. Поголовье видов скота, содержащегося в крестьянских (фермерских) хозяйствах, составляет 9 - 10% от поголовья скота в хозяйствах всех категорий.
Осуществление мероприятий Подпрограммы будет способствовать созданию условий для развития вновь образованных фермерских хозяйств и их закрепления в аграрном секторе экономики области. Государственная поддержка малых форм хозяйствования, в том числе фермерских хозяйств, является актуальной, так как на них возлагается решение задачи устойчивого развития сельских территорий и сохранения сельского образа жизни.
Кроме того, поддержка развития малых форм хозяйствования во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.