Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" (с изменениями на: 24.08.2015)

Раздел 1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Дорожное хозяйство Ставропольского края представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования и улично-дорожную сеть населенных пунктов Ставропольского края со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию указанных автомобильных дорог.

По состоянию на 01 января 2012 года в Ставропольском крае общая протяженность региональных автомобильных дорог составляла 4,31 тыс. км, на которых расположены 17 путепроводов протяженностью 1415,77 пог. м, 192 моста протяженностью 7403,24 пог. м и 1962 водопропускных трубы.

Основная доля региональных автомобильных дорог (свыше 86 процентов) - это дороги III и IV категории, при этом протяженность региональных автомобильных дорог I категории составляет всего лишь около 0,003 процента. С учетом существующей интенсивности движения и фактического уровня загрузки региональных автомобильных дорог свыше трети протяженности региональных автомобильных дорог требует реконструкции и модернизации с повышением технической категории и усилением дорожной одежды для пропуска современных большегрузных транспортных средств. Существуют проблемы с пропуском транзитного транспорта по улично-дорожной сети городов и ряда иных населенных пунктов Ставропольского края, особенно в городах, имеющих мостовые переходы через крупные реки, которые не приспособлены для такого движения.

В настоящее время 54,0 процента дорожных одежд региональных автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии.

Особое беспокойство вызывает техническое состояние существующей сети автомобильных дорог общего пользования на территории Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" и постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 года N 147-п "О нормативах финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения V категории и Правилах расчета финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения всех категорий при определении размера ассигнований из бюджета Ставропольского края, предусматриваемых на эти цели" установлены нормативы финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог, а также утверждены правила расчета финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог всех категорий при определении размера ассигнований из краевого бюджета, предусматриваемых на эти цели. Данными постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Ставропольского края рекомендован переход на нормативное содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог к 2020 году.

В 2011 году финансовые затраты на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог составляли 12,0 процента от нормативов. Для осуществления перехода на нормативное содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог к 2020 году необходимо ежегодно в среднем увеличивать финансирование на 1000000,0 тыс. рублей.

Не обеспечивая должным финансированием существующую сеть региональных автомобильных дорог, Ставропольский край не сможет перейти на нормативное содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог даже к 2020 году.

В количественных показателях ежегодно из общей протяженности региональных автомобильных дорог 4,31 тыс. км согласно принятым нормативам необходимо осуществить ремонт 718,3 км региональных автомобильных дорог, а капитальный ремонт - 359,2 км.

В 2011 году отремонтировано 158,0 км региональных автомобильных дорог, что составляет 21,9 процента от нормативного содержания, ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог. По сравнению с 2010 годом данный показатель увеличился на 0,2 процента (в 2010 году отремонтировано 155,9 км региональных автомобильных дорог). Таким образом, в среднем ежегодно недоремонт составляет 562,0 км региональных автомобильных дорог.

В создавшейся ситуации сотни километров региональных автомобильных дорог не ремонтировались 10 и более лет, что уже привело к необратимому разрушению дорожных покрытий. Ремонт и восстановление этих дорог обойдется в 2,5 - 3 раза дороже, чем затраты на ремонт и модернизацию при своевременном их проведении.

В этой связи не обеспечивается восстановление ежегодного износа региональных автомобильных дорог и идет процесс утраты государственного имущества Ставропольского края, стоимостью почти 32000000,00 тыс. рублей.

Низкий уровень дорожно-транспортной дисциплины участников дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования на территории Ставропольского края является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 13.04.2015 N 151-п)

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий на территории Ставропольского края являются: нарушение участниками дорожного движения правил дорожного движения; выбор скорости, не соответствующей конкретным дорожным условиям; несоблюдение очередности проезда на перекрестках.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 13.04.2015 N 151-п)

В связи с этим для существенного снижения состояния аварийности на автомобильных дорогах общего пользования на территории Ставропольского края необходима организация повсеместного и постоянного контроля за скоростным режимом транспортных средств. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы является создание системы автоматической фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения на территории Ставропольского края (далее - система автоматической фиксации административных правонарушений). Реализация мероприятия по созданию системы автоматической фиксации административных правонарушений позволит повысить правосознание участников дорожного движения и снизить экономические потери от совершенных дорожно-транспортных происшествий.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 13.04.2015 N 151-п)

Местные автомобильные дороги являются составной частью единой сети автомобильных дорог общего пользования. Протяженность местных автомобильных дорог и улиц населенных пунктов Ставропольского края по состоянию на 01 января 2012 года составляет 11,95 тыс. км. Местные автомобильные дороги проходят по территории муниципальных районов, поселений и городских округов Ставропольского края. Доля протяженности местных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности местных автомобильных дорог в 2010 году составляла 41,6 процента, в 2011 году - 39,3 процента.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 23.12.2013 N 493-п, от 24.08.2015 N 371-п)

Местные автомобильные дороги не имеют, как правило, постоянно закрепленных источников финансирования и в целом их транспортно-эксплуатационное состояние существенно хуже, чем состояние региональных автомобильных дорог. Это, в первую очередь, относится к небольшим населенным пунктам Ставропольского края, где местные автомобильные дороги чаще всего полностью разбиты.

Основная доля местных автомобильных дорог (свыше 87,0 процента) - это дороги IV и V категории, то есть дороги с самой низкой пропускной способностью. В общей протяженности местных автомобильных дорог - 9,0 процента составляют грунтовые дороги, 25,0 процента - дороги с гравийными и щебеночными покрытиями, которые подвержены быстрому разрушению и требуют частого ремонта. В свою очередь, это значительно снижает уровень безопасности дорожного движения в Ставропольском крае.

С 2011 года министерством совместно с Федеральным дорожным агентством реализуются мероприятия по соединению сельских населенных пунктов Ставропольского края с сетью автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. Финансирование осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов. Пять сельских населенных пунктов Ставропольского края (хут. Воронов Предгорного района, хут. Подгорный Шпаковского района, с. Родники Ипатовского района, хут. Колесников Советского района, хут. Славянский Минераловодского района) уже получили связь с сетью автомобильных дорог общего пользования. Общая протяженность построенных участков местных автомобильных дорог составляет 16,94 км.

Важнейшим событием для дорожной отрасли Ставропольского края стало создание дорожного фонда Ставропольского края, а также муниципальных дорожных фондов, которые аккумулируя средства, направляемые на содержание и развитие автомобильных дорог общего пользования на территории Ставропольского края, позволят обеспечить надежными источниками финансирования дорожное хозяйство Ставропольского края.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.12.2013 N 493-п)