Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" (с изменениями на: 24.08.2015)

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.12.2013 N 493-п)


Программа разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы, утвержденной Законом Ставропольского края "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы", и Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года).

При реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Ставропольского края Программа решает задачи не только в сфере дорожного хозяйства, но и задачи повышения качества и уровня жизни населения Ставропольского края, достижения транспортной безопасности на территории Ставропольского края, поскольку транспортная инфраструктура Ставропольского края обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.

Сеть автомобильных дорог Ставропольского края является значимым элементом транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа.

По состоянию на 01 января 2012 года на территории Ставропольского края протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 10,40 тыс. км, в том числе:

федеральных автомобильных дорог - 0,82 тыс. км;

региональных автомобильных дорог - 4,31 тыс. км;

местных автомобильных дорог - 5,27 тыс. км.

Общая сеть автомобильных дорог необщего пользования Ставропольского края составляет более 6,38 тыс. км.

К твердому типу покрытия автомобильных дорог относятся: покрытия усовершенствованного типа (в Ставропольском крае ими покрыто 7,91 тыс. км (76,1 процента) автомобильных дорог общего пользования, в том числе 4,29 тыс. км (99,5 процента) региональных автомобильных дорог); покрытия переходного типа (в Ставропольском крае ими покрыто 1,74 тыс. км (16,4 процента) автомобильных дорог общего пользования).

В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильные дороги Российской Федерации классифицируются по классам и категориям.

В Ставропольском крае 0,01 тыс. км региональных автомобильных дорог по техническим параметрам являются автомобильными дорогами I категории, 0,52 тыс. км - II категории, 1,66 тыс. км - III категории, 2,09 тыс. км - IV категории и 0,03 тыс. км - V категории.

Среднегодовая суточная интенсивность движения на основных маршрутах Ставропольского края колеблется в пределах от 2100 до 25000 автомобилей в сутки. Изменяется состав движения. За счет быстрого увеличения в потоке автомобильного транспорта доли автомобилей большой грузоподъемности (55 - 60 процентов) происходит увеличение средней нагрузки на региональные автомобильные дороги и местные автомобильные дороги.

В настоящее время в Ставропольском крае по автомобильным дорогам общего пользования, построенным много лет назад и рассчитанным на проезд автомобильных средств с нагрузкой не более 6 тонн на ось, движутся автопоезда с нагрузкой свыше 12 тонн на ось, то есть превышение транспортной нагрузки на ось составляет более чем в два раза.

Основную нагрузку по обеспечению межмуниципальных и значительной части межрегиональных перевозок несет на себе сеть региональных автомобильных дорог, среди которых автомобильные дороги IV категории составляют 48,5 процента. Это дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью.

Более 2,74 тыс. км (63,6 процента) региональных автомобильных дорог требуют увеличения прочностных характеристик. При этом 30,0 процента мостовых сооружений в Ставропольском крае на региональных автомобильных дорогах находятся в неудовлетворительном состоянии. Мостовые сооружения в Ставропольском крае требуют усиления, частичной или полной замены несущих конструкций пролетных строений и опор, а также значительного расширения в целях доведения габарита проезжей части до норматива, соответствующего категории дороги.

Большинство региональных автомобильных дорог имеет по одной полосе движения в одном направлении. Лишь 2,0 процента указанных дорог располагает многополосной проезжей частью, что не позволяет обеспечить безопасное и высокоскоростное движение по ним современных большегрузных транспортных средств.

В 2011 году доля протяженности региональных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных автомобильных дорог, составила 46,5 процента. По сравнению с 2010 годом данный целевой индикатор и показатель снизился на 0,8 процента.

Для Ставропольского края характерна концентрация автомобильных дорог основной сети в районе административных центров муниципальных образований Ставропольского края и других крупных городских поселений и городских округов Ставропольского края, а также вдоль железнодорожных линий.

К недостаточно развитым в экономическом отношении районам Ставропольского края относятся восточные районы Ставропольского края. Такое положение объясняется сложными природными условиями и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры Ставропольского края.

Особенного внимания требуют автомобильные дороги общего пользования в тех районах Ставропольского края, в которых автомобильный транспорт является единственным видом транспорта для обеспечения связи между населенными пунктами Ставропольского края и эффективного функционирования экономики Ставропольского края.

Местные автомобильные дороги являются собственностью муниципальных образований Ставропольского края, их содержание и развитие относятся к сфере деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и осуществляется за счет средств местных бюджетов и краевого бюджета.

На долю местных автомобильных дорог приходится 44,6 процента от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Ставропольского края.

По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в 2010 году доля протяженности местных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности местных автомобильных дорог составляла 41,6 процента, в 2011 году - 39,3 процента.

По состоянию на 01 января 2012 года 56 сельских населенных пунктов Ставропольского края (с общей численностью населения 16,5 тыс. человек) не обеспечены местными автомобильными дорогами с твердым покрытием и не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. Для решения этой проблемы на территории Ставропольского края необходимо построить и реконструировать 291 км местных автомобильных дорог.

Эксплуатация улично-дорожной сети на территории Ставропольского края, протяженность которой составляет более 14,8 тыс. км, не соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. Остаются неурегулированными вопросы резервирования и отвода земель для строительства местных автомобильных дорог, стоянок автомобильного транспорта и других объектов дорожного сервиса.

В 2011 году министерством уделялось значительное внимание местным автомобильным дорогам. В рамках реализации мероприятий краевой целевой программы "Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011 - 2015 годы" реконструировано более 59 км местных автомобильных дорог, что привело к снижению доли протяженности местных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности местных автомобильных дорог в среднем на 2,3 процента.

В настоящее время остро стоит вопрос электроосвещения местных автомобильных дорог в пределах населенных пунктов Ставропольского края, отсутствие которого нередко является причиной дорожно-транспортных происшествий в Ставропольском крае, в том числе с участием детей. В то же время на региональных автомобильных дорогах в большом количестве находятся бесхозяйные линии искусственного электроосвещения, находящихся в полосе отвода региональных автомобильных дорог. По результатам проведенной министерством инвентаризации региональных автомобильных дорог ведется работа по принятию бесхозяйных линий искусственного электроосвещения, находящихся в полосе отвода региональных автомобильных дорог, в государственную собственность Ставропольского края с целью их последующего восстановления и содержания.