Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (с изменениями на: 10.04.2015)

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края
от 16.12.2013 N 468-п)

Край - субъект Российской Федерации с интенсивной хозяйственной деятельностью. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала и сохранение окружающей среды в крае является первостепенной задачей для обеспечения условий жизнедеятельности жителей края.

Улучшение экологической обстановки в крае является важным условием реализации Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития края), и Программы социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы, утвержденной Законом Ставропольского края "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы".

Анализ состояния окружающей среды в крае позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере окружающей среды, обусловленные результатами хозяйственной деятельности человека с негативным воздействием на окружающую среду в крае:

нарушение режима особой охраны в государственных природных заказниках краевого значения (далее - заказники);

угроза исчезновения биологического разнообразия редких и исчезающих видов животных в крае;

недостаточный уровень технологически взаимосвязанных в крае лесохозяйственных мероприятий;

негативное воздействие вод;

загрязнение окружающей среды.

Особо охраняемые природные территории краевого значения вносят существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, в стабилизацию экологической обстановки, в экологическое просвещение населения края, исследование природных процессов. С этой целью на территории края создано 46 заказников, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны. Общая площадь заказников составляет 101,03 тыс. га, что составляет 1,6 процента территории края.

Контроль за соблюдением режима особой охраны в заказниках осуществляется егерской службой государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края", находящегося в ведении минприроды края (далее соответственно - егерская служба, ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края"). Приоритетными задачами егерской службы являются охрана и патрулирование территорий заказников, выявление и профилактика нарушений законодательства Российской Федерации о животном и растительном мире, организация и проведение разъяснительной работы среди охотников и населения края по вопросам бережного отношения к природным богатствам края, правильному и рациональному их использованию.

В настоящее время в 26 заказниках не проведены работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству, вследствие чего не установлены их границы, режим особой охраны данных заказников не соответствует их фактическому использованию, не дана оценка их современному состоянию. В отношении 49 памятников природы не установлены границы, что не позволяет в полном объеме обеспечивать соблюдение режима их особой охраны. Земли особо охраняемых природных территорий краевого значения, образованных без изъятия земель у собственников, арендаторов, землепользователей, включены в хозяйственный оборот, из-за чего распашка земель, выпас скота, использование удобрений ведут к изменению природных ландшафтов и уничтожению мест обитания животных и мест произрастания растений. Необходимо создание ряда крупных заказников с учетом сезонных и дневных миграций диких копытных животных, в результате которых они покидают пределы заказников и на них ведется браконьерская охота. Кроме того, техническая оснащенность егерской службы транспортными средствами является недостаточной и не позволяет в полной мере осуществлять функции по охране, возложенные на ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края".

Активная хозяйственная деятельность человека на территории края приводит к нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, нарушению природных естественных ландшафтов, что крайне негативно повлияло на среду обитания животных и растений. Рациональное использование биоресурсов и сохранение среды их обитания является первостепенной задачей для их устойчивого существования и воспроизводства. Ввиду отсутствия значительных участков лесного фонда края с достаточными кормовыми и защитными свойствами, а также ценных видов и необходимой численности охотничьих животных, на территории края промысловой охоты нет, а развиты такие виды охоты, как любительская и спортивная охота.

Анализ динамики численности в крае охотничьих животных в течение последних 10 лет показал, что произошло ее снижение, особенно копытных. Это связано с увеличением численности охотников, наличия у них большого количества охотничьего нарезного, охотничьего комбинированного и других видов оружия.

В современных условиях для увеличения и стабилизации в крае охотничьих животных необходимо создание системы природоохранных и охотхозяйственных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия и увеличение численности объектов животного мира, так и на сохранение естественной среды их обитания.

Снижение контроля за воспроизводством и использованием в крае охотничьих животных привело к значительному падению их численности.

Животный мир края, являющийся достоянием населения края, включает в себя 8 видов земноводных, 24 вида пресмыкающихся, 326 видов птиц и 83 вида млекопитающих. Из общего количества объектов животного мира 64 вида включены в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края.

Для сохранения разнообразия и оптимальной численности в крае популяций диких зверей охраняются и восстанавливаются пригодные для их обитания места, принимаются меры к снижению фактора беспокойства. На это ориентирован комплекс биотехнических мероприятий, проводимых в заказниках, в том числе подкормка с применением витаминных и минеральных добавок, посадка защитных и кормовых растений, устройство подкормочных сооружений, а также регулирование численности хищных и прочих животных, приносящих вред.

Эффективным механизмом поддержания экологического баланса на территории края являются леса, расположенные на землях лесного фонда края, площадь которых составляет 114438 га.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 29.04.2014 N 196-п)

Территория края относится к крайне малолесным районам Российской Федерации. Только 1,5 процента территории края занимают земли лесного фонда края.

Обеспечение выполнения мероприятий Программы по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда края, включая тушение лесных пожаров, осуществляется 10 государственными учреждениями (лесхозами).

Увеличение площади земель лесного фонда края, занятых лесными насаждениями, возможно за счет передачи в государственную собственность края неиспользуемых в производстве и пригодных для облесения земельных участков из всех категорий земель с последующим созданием на них лесных насаждений.

Создание системы придорожных защитных лесных насаждений в крае начато в 1948 году и к 1990 году площадь защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в крае составила около 140 тыс. га. С 1990 года работы по защитному лесоразведению в крае были приостановлены.

Санитарное состояние придорожных защитных лесных насаждений в крае, прилегающих к автомобильным дорогам, неудовлетворительное.

Финансирование мероприятий Программы по проведению рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в крае, их санитарной очистке от бытового мусора, реконструкции и дополнению позволит выполнить комплекс технологически взаимосвязанных лесохозяйственных мероприятий по восстановлению конструкции придорожных защитных лесных насаждений в крае, улучшению их породного состава и противопожарного обустройства.

Конечным результатом выполнения в крае комплекса вышеуказанных мероприятий Программы будет являться формирование здоровых, оптимально сконструированных, устойчивых к вредителям и болезням придорожных защитных лесных насаждений в крае. Срок службы таких насаждений при условии своевременного санитарно-профилактического ухода за ними в различных лесорастительных зонах края может составлять от 30 до 60 лет.

В целях повышения эффективности тушения пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда края, необходима реализация мероприятий по профилактике возникновения, обнаружения и тушения лесных пожаров для минимизации социально-экономического ущерба, наносимого лесными пожарами.

Край входит в пятерку наиболее паводкоопасных регионов Российской Федерации. Формирование водного стока бассейнов основных рек края происходит в основном в горных районах края, где велико количество осадков, а часть площади горных районов края занимают ледники, что обусловливает ежегодное прохождение весеннего половодья и летних паводков. Край является зоной с очень сложным формированием стока паводков. Их формирование может происходить в любое время года, при этом на большей части территории края оно проходит быстротечно, трудно прогнозируемо и наносит значительный ущерб населению края и объектам экономики края.