Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ" (с изменениями на: 24.12.2015)

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)


В реальном секторе экономики края строительство занимает 3-е место после промышленности и сельского хозяйства. Объем инвестиций по виду экономической деятельности "Строительство" в 2012 году в крае составил 1508700,00 тыс. рублей, что в 2,1 раза выше уровня 2011 года.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

На строительном рынке края осуществляют деятельность свыше 1600 подрядных организаций. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в 2012 году составил 446637000,00 тыс. рублей, что на 10,6 процента больше, чем в 2011 году. Среди субъектов Российской Федерации край по данному показателю в 2012 году занял 30-е место.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

На сегодняшний день край располагает собственными мощностями по производству практически всех строительных материалов для нужд строительного комплекса края, за исключением облицовочного кирпича и цемента.

Несмотря на последствия экономического кризиса 2008 - 2009 годов, повлиявшие на развитие строительного комплекса в части сокращения количества вновь начинаемых объектов жилищного строительства, в крае на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста значений показателей ввода жилья.

Установленные Министерством регионального развития Российской Федерации плановые показатели ввода жилья по итогам 2012 года выполнены - ввод жилья в крае составил 1332,7 тыс. кв. метров, что составляет 105,2 процента к уровню 2011 года. Индивидуальными застройщиками введено 663,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. Удельный вес индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в 2012 году жилья составил 49,8 процента против 36,4 процента в 2011 году.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

По объему ввода жилья в 2012 году край занял 16-е место среди субъектов Российской Федерации. Несмотря на тенденцию роста объемов вводимого жилья и неоспоримое лидерство среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа, край отстает по масштабам жилищного строительства от Краснодарского края и Ростовской области.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

На душу населения в крае в 2012 году введено 0,437 кв. метра жилья. Среди субъектов Российской Федерации край по данному показателю в 2012 году занял также 30-е место.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

При ежегодном увеличении объемов жилищного строительства, снижении кредитными организациями процентных ставок по кредитам жилищный вопрос по-прежнему остро стоит перед подавляющей частью населения края.

Одним из действенных механизмов решения задачи повышения доступности жилья в крае является развитие ипотечного жилищного кредитования. Начиная с 2010 года в крае наблюдается рост числа и объемов выданных ипотечных кредитов. По данным Центрального Банка Российской Федерации в 2011 году кредитными организациями в крае были выданы ипотечные кредиты на общую сумму 8047000,00 тыс. рублей.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья в крае с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высоким уровнем доходов.

Для дальнейшего увеличения рынка доступного жилья для различных категорий граждан необходимо создание многоуровневой системы альтернативного кредитования населения края, которая включала бы как традиционную систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, так и различные системы социальной ипотеки.

Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации система градостроительства и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако в большинстве муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края) отсутствуют надежные механизмы реализации проектов строительства объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для обеспечения комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства.

Существующие проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры, отсутствие муниципальных программ жилищного строительства и комплексного развития населенных пунктов края носят межотраслевой и межведомственный характер и требуют решения программными методами.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определил процедуры разработки и утверждения основных документов реализации градостроительной политики (документов территориального планирования, территориального зонирования, документации по планировке территории).

За счет субсидий из краевого бюджета органы местного самоуправления муниципальных образований края обеспечены градостроительной документацией практически в полном объеме.

Для дальнейшего наращивания объемов жилищного строительства необходима разработка системы последовательных и взаимосогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, в составе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, ведение автоматизированной базы градостроительных данных края.

Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для населения края, особенно актуальной она является для молодых семей, работников бюджетной сферы, ветеранов и инвалидов края. Решение данной проблемы требует использования программных методов управления.

Большая часть территории края (около 75 процентов), за исключением северной и северо-западной его частей, относится к зонам повышенной сейсмической опасности и подвержена воздействию разрушительных землетрясений. На ней расположены 18 районов с населением около 1,8 млн человек, и поэтому повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития края.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 16.12.2013 N 478-п)

Анализ современного состояния строительного комплекса края показывает, что существующие в нем проблемы носят межотраслевой, межведомственный и комплексный характер и не могут быть решены в течение одного года, требуют консолидации средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что и определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения.