Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН" (с изменениями на: 25.09.2015)


 Раздел 1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Неудовлетворительное состояние здоровья и неустойчивое материальное положение характерно для значительной части граждан пожилого возраста и инвалидов. Они нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости граждан пожилого возраста от экономически и социально активного населения. При этом ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья граждан пожилого возраста. Ключевой проблемой для них является социальное общение. Одиночество граждан пожилого возраста повышает потребность в постороннем уходе, развитии системы как стационарных, так и нестационарных учреждений социального обслуживания населения края. При этом по общему правилу чем в более преклонном возрасте находятся граждане пожилого возраста, тем больший объем и состав услуг по уходу им необходим, вплоть до постоянного постороннего ухода.

В 2011 году в крае функционировало 76 учреждений социального обслуживания населения края, в том числе 24 стационарных учреждения социального обслуживания населения края на 4226 мест: 1 геронтологический центр на 370 мест, 11 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 971 место, 9 психоневрологических интернатов на 2435 мест, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 270 мест и 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий на 180 мест. В 2011 году стационарными учреждениями социального обслуживания населения края оказано гражданам 1469109 социальных услуг, объем расходов на обеспечение деятельности данных учреждений за счет средств краевого бюджета составил 607,64 млн рублей.

Несмотря на развитую сеть стационарных учреждений социального обслуживания населения края, увеличение объема предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах ежегодно возрастает, спрос на них остается неудовлетворенным. В связи с чем необходимо увеличение мощности стационарных учреждений социального обслуживания населения края.

В 2011 году в крае удалось ликвидировать очередность в дома-интернаты общего типа благодаря принимаемым мерам по изменению структуры коечной сети и развитию системы нестационарного социального обслуживания населения края. Очередность в психоневрологические интернаты по состоянию на 01 января 2012 года составила 146 человек и сложилась в основном за счет нехватки мест в стационарных учреждениях социального обслуживания населения края мужского профиля. При условии завершения строительства и ввода в эксплуатацию в 2013 году нового жилого корпуса в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения "Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в действующих помещениях будет размещен мужской психоневрологический интернат на 80 мест.

Модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения края является одним из инструментов повышения качества и доступности социальных услуг для всех категорий граждан. Дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания населения края, а также наращивание темпов работ по ее укреплению возможны только с использованием системного подхода.

По состоянию на 01 января 2012 года объем расходов, необходимых на проведение капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения края, составляет более 400,00 млн рублей. В 2011 году с привлечением средств резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 12,00 млн рублей, Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 6,89 млн рублей осуществлен капитальный ремонт жилых корпусов в государственных бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения "Балахоновский психоневрологический интернат", "Ипатовский психоневрологический интернат", "Надзорненский психоневрологический интернат" и "Свистухинский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий", а также пищеблока в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения "Тахтинский психоневрологический интернат".

За счет средств краевого бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации центрами социального обслуживания населения края приобретено 11 автотранспортных средств, специально оборудованных для перевозки пассажиров из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, на общую сумму 6,25 млн рублей. Вместе с тем в обеспечении новыми автотранспортными средствами нуждаются 25 учреждений социального обслуживания населения края.

Типовыми помещениями располагают только 8 из 23 стационарных учреждений социального обслуживания населения края. В среднем обеспеченность жилой площадью на одного проживающего составляет 6,3 кв. метра. В отдельных стационарных учреждениях социального обслуживания населения края, прежде всего в психоневрологических интернатах постройки 40 - 60-х годов XX века, имеет место недостаток жилой площади, где в среднем приходится по 4 - 5 кв. метров при норме 6 кв. метров на одного проживающего.

Ликвидация очередности на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и снижение нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания населения края, оснащение учреждений социального обслуживания населения края современным технологическим оборудованием и предметами длительного пользования, проведение текущего и капитального ремонта основных фондов с приведением их в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных условий деятельности учреждений социального обслуживания населения края окажут существенное влияние на повышение качества предоставляемых ими социальных услуг.

Сеть учреждений социального обслуживания населения края в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Одним из главных направлений деятельности минсоцзащиты края является развитие разнопрофильных учреждений социального обслуживания населения края, предоставляющих широкий спектр социальных услуг.

В крае вопросами нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов занимаются 33 центра социального обслуживания населения края, которые имеют в своей структуре 611 подразделений и ежегодно предоставляют различные социальные услуги почти 400 тыс. граждан пожилого возраста. В 2011 году объем расходов краевого бюджета на обеспечение деятельности центров социального обслуживания населения края составил 1187,18 млн рублей.

Приоритетной формой социального обслуживания населения края является предоставление всем нуждающимся гражданам пожилого возраста социально-бытовых услуг на дому. Для улучшения эффективности и качества надомного социального обслуживания населения края внедряется методика оценки индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста в социальном и социально-медицинском обслуживании на дому, которая позволяет наиболее полно учитывать особенности, потребности, возможности и пожелания каждого человека.

Для оказания экстренной социальной помощи инвалидам, гражданам пожилого возраста и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, используется институт социального партнерства с привлечением организаций различных форм собственности.

Особая роль по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отводится государственным учреждениям социального обслуживания семьи и детей края.

Сеть государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей края представлена 17 учреждениями. Однако этого количества недостаточно для предоставления социальных услуг в соответствии с установленными государственными и национальными стандартами. Расширение сети указанных учреждений успешно реализуется путем создания дополнительных отделений в структуре центров социального обслуживания населения края, что менее затратно, чем создание самостоятельных учреждений. По состоянию на 01 января 2012 года в структуре 20 центров социального обслуживания населения края действуют 14 отделений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, 17 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних и стационарных отделений (приютов).

В 2011 году государственными учреждениями социального обслуживания семьи и детей края и структурными подразделениями центров социального обслуживания населения края было оказано более 2,8 млн услуг, что на 47,3 процента больше по сравнению с уровнем 2010 года. Численность несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в 16 стационарных отделениях (приютах) составила 1321 человек, что на 4 процента больше по сравнению с 2010 годом.

В крае отмечается рост детской инвалидности. В течение 2011 года количество детей-инвалидов в крае возросло на 93 ребенка и по состоянию на 01 января 2012 года составило 8588 человек. Обслуживание семей с детьми-инвалидами осуществляют 21 отделение и 2 специализированных учреждения для детей-инвалидов, которыми оказаны услуги 3055 детям, что составляет 36 процентов к общей численности детей-инвалидов в крае.

Динамика численности детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, свидетельствует об увеличении численности с 29,6 процента в 2008 году до 36 процентов в 2011 году. В крае преобладает спрос на нестационарные формы обслуживания детей-инвалидов. При этом в 11 муниципальных районах и городских округах края отсутствуют государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей края и структурные подразделения центров социального обслуживания населения края по работе с семьями, имеющими детей-инвалидов.

В 2011 году в структуре государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок" открыто отделение по типу "Мать и дитя", где созданы условия для стационарного обслуживания детей-инвалидов с тяжелыми формами нарушений опорно-двигательного аппарата. По состоянию на 01 января 2012 года в отделении прошли реабилитацию 75 семей, имеющих 77 детей-инвалидов.

Проводимая на максимально раннем этапе последовательная, комплексная реабилитация детей-инвалидов может привести к восстановлению утраченных функций, формированию принятых в обществе моделей поведения, получению детьми с ограниченными возможностями здоровья общего или даже профессионального образования, приобретению конкурентоспособной профессии.

Дальнейшее развитие получило начальное профессиональное обучение и реабилитация инвалидов в государственном бюджетном профессиональном образовательно-оздоровительном реабилитационном учреждении "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Ессентукский центр реабилитации). Это единственное в Северо-Кавказском федеральном округе учреждение, осуществляющее комплексную реабилитацию инвалидов, включая их профессиональную подготовку по 9 профессиям. В "Ессентукском центре реабилитации" предоставляется 27 видов медицинских услуг, проводятся мероприятия по социальной и творческой реабилитации инвалидов. Эффективность работы учреждения подтверждена данными о трудоустройстве его выпускников, численность которых в 2011 году составила 72 процента в общей численности выпускников данного учреждения. До 10 процентов выпускников оканчивают данное учреждение с улучшенными медицинскими показаниями, снижением группы инвалидности и степени утраты трудоспособности. У некоторых выпускников в дальнейшем отмечается полное отсутствие признаков инвалидности. В 2011 году вышеуказанным учреждением оказано 36053 социальные услуги, объем расходов на его текущее содержание за счет средств краевого бюджета составил 45,00 млн рублей.

(в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п, от 17.07.2014 N 281-п)

Отдых и оздоровление детей, проживающих на территории края, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из видов социальной помощи семьям с детьми и средством профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Проведенные в 2011 году мероприятия по оздоровлению позволили организовать отдых и оздоровление 20,8 тыс. детей, в том числе 8,8 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате отмечено снижение показателей хронической заболеваемости детей. Общий объем расходов за счет средств краевого бюджета и федерального бюджета в 2011 году составил 286,45 млн рублей. На мероприятия по оздоровлению детей в санаториях Кавказских Минеральных Вод направлено 90 процентов запланированных на указанные цели средств краевого бюджета. Вместе с тем рост стоимости санаторно-курортных путевок в среднесрочном периоде может привести к снижению количества детей, получивших отдых и оздоровление.

Одним из инструментов повышения эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения края являются государственные задания, которые формируются с целью соответствия объемов и качества государственных услуг объемам бюджетных ассигнований на их оказание, а также переход от финансирования деятельности данных учреждений к финансовому обеспечению выполнения государственных заданий.

Первостепенное значение в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества имеют вопросы кадрового обеспечения, подбора, обучения и поощрения работников учреждений социального обслуживания населения края. Стимулирование работников учреждений социального обслуживания населения края осуществляется в соответствии с примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных и государственных казенных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края, утверждаемым приказом минсоцзащиты края.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п)