Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН" (с изменениями на: 25.09.2015)

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственные и муниципальные расходы на проведение мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения края осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

По результатам социологических исследований в 2009 году наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в Российской Федерации оценивают инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: 60 процентам из них приходится преодолевать барьеры при использовании общественного транспорта, 58 процентам - при посещении различных организаций, 48 процентам - при совершении покупок. Более 67 процентов инвалидов по зрению отмечают трудности или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

По состоянию на 01 января 2013 года численность инвалидов в крае составляет 244526 человек, в том числе 16669 человек - инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, 5964 человека - инвалиды по зрению, 2687 человек - инвалиды по слуху. Доля инвалидов в общей численности населения края составляет около 9 процентов.

По состоянию на 01 января 2013 года в структуре инвалидности взрослого населения края численность инвалидов первой и второй групп составляет 64 процента. Они страдают тяжелыми нарушениями здоровья, приводящими к утрате трудоспособности и ограничению самообслуживания.

Значение показателя первичной инвалидности всех возрастных групп населения края за период с 2009 года по 2012 год снизилось. Вместе с тем значение показателя впервые признанных инвалидами среди лиц трудоспособного возраста возросло (в 2009 году на 10 тыс. населения - 56,1, в 2010 году - 64,3, в 2011 году - 64,9, в 2012 году - 64,2).

Около 3 процентов граждан страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата или имеют травмы нижних конечностей, вследствие чего используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и лишены возможности беспрепятственного доступа к объектам социальной и других приоритетных сфер жизнедеятельности. При пользовании перечисленными объектами испытывают затруднения инвалиды по слуху и инвалиды по зрению, престарелые граждане, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата. Численность инвалидов и других маломобильных групп населения края составляет более 20 процентов населения края, поэтому вопрос обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной и других приоритетных сфер жизнедеятельности имеет первоочередное значение.

По состоянию на 01 января 2013 года в крае не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения края к объектам социальной инфраструктуры.

Более 85 процентов введенных с 2006 года в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры в крае соответствует требованиям доступности. Однако есть необходимость дооборудования тех объектов, которые были построены несколько десятилетий назад. В целях проведения паспортизации и оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в 2013 году во всех муниципальных районах и городских округах края приняты нормативные правовые акты об утверждении рабочих групп, межведомственных комиссий по проведению паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края (далее - комиссии). Основными задачами комиссий являются: формирование реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края; их паспортизация: анкетирование, обследование, подготовка экспертного заключения о состоянии их доступности и проектов решений по адаптации таких объектов. В состав комиссий включены представители органов по труду и социальной защите населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - органы по труду и соцзащите населения края), органов архитектуры и градостроительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края и других структурных подразделений администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, общественных организаций.

В 2013 году органами по труду и соцзащите населения края организована разъяснительная и информационная работа с главами муниципальных образований Ставропольского края, представителями общественных организаций инвалидов, государственных учреждений здравоохранения, культуры, спорта, связи, транспорта и государственных профессиональных образовательных организаций края по вопросам проведения паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в крае. Ежеквартально комиссии докладывали о ходе проведения паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края координационным советам по делам инвалидов при главах администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на заседаниях которых утверждались графики проведения паспортизации таких объектов.

По состоянию на 01 июля 2013 года во всех муниципальных районах и городских округах Ставропольского края сформированы реестры приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг соответствующих муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, в которые включены 7455 таких объектов. С учетом мнения общественных организаций инвалидов определены 5233 приоритетных объекта социальной инфраструктуры и услуг в Ставропольском крае, относящихся к сферам социальной защиты, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, в первоочередном порядке подлежащих паспортизации, для объективной оценки их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения края и последующей разработки необходимых мер, обеспечивающих доступность этих объектов. По состоянию на 01 июля 2013 года все вышеназванные 5233 объекта проанкетированы, из них по результатам анкетирования были обследованы 4878 объектов, на которые составлены акты обследования и паспорта их доступности.

В целях повышения уровня и качества жизни инвалидов, совершенствования работы по реабилитации и повышению доступности реабилитационных услуг, создания условий для самореализации их в трудовой и общественной деятельности в крае с 2000 года реализовывались краевые целевые программы по реабилитации инвалидов.

В рамках их реализации обеспечено постоянное сопровождение сурдопереводом краевых телевизионных информационных программ. В течение 2011 - 2012 годов филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Ставрополье" подготовлено и выдано в эфир 684 выпуска телевизионной информационной программы "Вести. Ставропольский край", сопровождающихся сурдопереводом. Обществом с ограниченной ответственностью "Ставрополь ТВ" организовано сопровождение сурдопереводом телевизионных информационных программ "Тем временем" и "Ставропольский благовест". Также сурдопереводом сопровождались телевизионные информационные программы государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольское телевидение". Около 3,5 тыс. инвалидов по слуху ежедневно смотрят такие телевизионные информационные программы.

В 2011 - 2012 годах пандусами, поручнями и перилами оборудованы корпуса 12 государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Благодаря этому первые этажи данных учреждений стали полностью доступными для инвалидов и других маломобильных групп населения в крае.

В организациях городов Георгиевска и Ставрополя в 2012 году были созданы 11 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Предоставлены субсидии на создание и сохранение специальных рабочих мест для инвалидов в организациях края, учредителями которых являются общественные организации инвалидов. Таким образом, получили возможность трудоустроиться 26 инвалидов и сохранить свои рабочие места 52 инвалида в крае, что существенно повысило их социальный статус и улучшило качество жизни.

На базе государственного бюджетного профессионального образовательно-оздоровительного реабилитационного учреждения "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" создан информационно-аналитический центр по работе с инвалидами, в котором проводится мониторинг ситуации на рынке труда в крае, формируется перечень востребованных и рекомендуемых для инвалидов профессий. Это позволило в текущем году начать обучение инвалидов по специальности "парикмахер".

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п)

Вместе с тем существуют проблемы, которые не удалось решить в ходе реализации краевых целевых программ по реабилитации инвалидов, а именно:

не введен в эксплуатацию главный корпус государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Дербетовский дом-интернат для умственно отсталых детей" (ответственный исполнитель по данному мероприятию - министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края);

не решены в полной мере проблемы доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в крае. Минимальное количество мероприятий краевой целевой программы "Реабилитация инвалидов и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 года N 250-п "О краевой целевой программе "Реабилитация инвалидов и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010 - 2014 годы", направленных на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и информационной инфраструктур (3 мероприятия), и крайне незначительное финансирование за счет средств краевого бюджета (3598,55 тыс. рублей в период 2010 - 2012 годов) на их выполнение не позволили привлечь на эти цели средства федерального бюджета, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Вместе с тем в 2013 году на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в краевой бюджет были перечислены субсидии из федерального бюджета в размере 2000,00 тыс. рублей.

С учетом вышеуказанных проблем возникает необходимость проведения в крае комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.