Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН" (с изменениями на: 25.09.2015)

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 31.10.2013 N 397-п)


Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года", и Программы социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы, утвержденной Законом Ставропольского края "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы" (далее соответственно - Стратегия социально-экономического развития края до 2020 года и на период до 2025 года, Программа социально-экономического развития края на 2010 - 2015 годы).

Современная демографическая ситуация в крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста. Численность населения края по состоянию на 01 января 2012 года составила 2787 тыс. человек, доля граждан пожилого возраста в крае сохранилась на уровне 2010 года и составила 21,5 процента. Ускоряется процесс старения населения края. Особенно высока в крае доля граждан преклонного возраста.

Снижение смертности и рост продолжительности жизни усиливают процесс старения населения края. За последние 5 лет коэффициент смертности снизился с 14,4 до 12,3 на 1 тыс. населения края. В 2011 году продолжительность жизни населения края составила 70,9 года (у мужчин - 65,4 года, у женщин - 76,3 года), в 2010 году - 70,4 года (у мужчин - 64,9 года, у женщин - 75,8 года).

Граждане пожилого возраста испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.

Обостряется проблема социального неравенства между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами. Средняя заработная плата работников в крае в 2011 году составила 15589,00 рубля, что на 11,7 процента больше по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем доля населения края, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в крае для соответствующих социально-демографических групп, в 2011 году составила 19,1 процента, в 2010 году - 18,8 процента.

Одним из способов решения проблем снижения уровня и качества жизни граждан, их социальной дезадаптации является поддержание реальных доходов граждан. Эффективное функционирование сферы социальной защиты населения края направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи, дохода.

Низкий уровень доходов, низкое качество жизни и нестабильное положение семей с детьми приводит к разрыву внутрисемейных взаимоотношений, домашнему насилию. Одной из актуальных социальных задач остается решение проблем семейного и детского неблагополучия в крае и, в первую очередь, сокращение социального сиротства.

Уровень семейного неблагополучия тесно связан с уровнем жизни семей с детьми. Среди них в особой заботе государства нуждаются семьи, имеющие детей-инвалидов, неполные и многодетные семьи. По сведениям органов по труду и социальной защите населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - органы по труду и соцзащите населения края) наблюдается ежегодное увеличение количества многодетных семей, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации на детей: по состоянию на 01 января 2012 года количество таких семей составило 21550 с общей численностью 71227 детей.

Указанные категории граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края не относятся к категории малоимущих, однако низкий уровень доходов не позволяет им самостоятельно решать возникающие проблемы, выходить из сложившейся трудной жизненной ситуации. Сглаживание различий в уровне жизни возложено на систему социальной поддержки населения края. При этом усиление принципа адресности социальной поддержки будет нивелировать негативные эффекты неравенства, обусловленные спецификой экономического развития края.

В целях улучшения демографической ситуации необходимо продолжать и совершенствовать политику поддержки семей с детьми. Ее приоритетными направлениями выступает поддержка семьи как при рождении ребенка, так и в случае попадания семей с детьми и несовершеннолетних в трудную жизненную ситуацию.

Специфика социально-демографической структуры населения края проявляется и в высоком удельном весе численности инвалидов в общей численности населения края. По состоянию на 01 января 2012 года численность инвалидов в крае составила 244986 человек. В структуре общей инвалидности взрослого населения преобладают лица пенсионного возраста - 63 процента, доля инвалидов трудоспособного возраста составляет 37 процентов. Ежегодно более 17 тыс. граждан первично признаются инвалидами, из них: около 40 процентов - граждане трудоспособного возраста и свыше 7 процентов - дети.

В крае последовательно проводится работа по социальной поддержке инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение уровня и качества жизни. С 2004 года дополнительная социальная поддержка граждан этой категории осуществляется в рамках краевых целевых программ по реабилитации инвалидов в крае. Анализ эффективности мероприятий данных краевых целевых программ, реализованных до 2010 года, показывает, что в крае сформированы основы современной системы реабилитации инвалидов, но пока это не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Актуальной проблемой является формирование в крае доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения края, в том числе обеспечение доступности учреждений социального обслуживания населения края.

В целях повышения эффективности работы учреждений социального обслуживания населения края необходимо дальнейшее внедрение стандартов социального обслуживания граждан, разработка и реализация механизмов контроля качества предоставления социальных услуг населению края. Формирование рынка социальных услуг неизбежно повлечет за собой увеличение числа потребителей услуг, конкуренцию производителей и, в конечном счете, расширение объема социальных услуг и повышение качества социального обслуживания. Должен быть расширен в целом спектр социальных услуг, в первую очередь, информационных, консультационных, правовых, психологических, потребность населения края в которых достаточно велика.

Кроме того, актуальным становится привлечение на постоянное место жительства на территорию вселения края участников Подпрограммы и членов их семей, что не только приведет к улучшению демографической ситуации, но и позволит пополнить трудовые ресурсы края, а также обеспечить экономику края квалифицированными кадрами.

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п; в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.09.2014 N 382-п)

В Программе:

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п)

под соотечественником, проживающим за рубежом, понимается лицо, определенное Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п)

под участником Подпрограммы понимается соотечественник, проживающий за рубежом, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

(абзац введен постановлением Правительства Ставропольского края от 28.03.2014 N 115-п; в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.09.2014 N 382-п)

под членом семьи участника Подпрограммы понимается лицо, переселяющееся совместно с участником Подпрограммы на постоянное место жительства на территорию вселения края;

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.09.2014 N 382-п)

под территорией вселения края понимаются территории муниципальных образований Ставропольского края Александровского района, Андроповского района, Апанасенковского района, Арзгирского района, Благодарненского района, Буденновского района, Георгиевского района, Грачевского района, Изобильненского района, Ипатовского района, Кировского района, Кочубеевского района, Красногвардейского района, Курского района, Левокумского района, Нефтекумского района, Новоалександровского района, Новоселицкого района, Петровского района, Предгорного района, Советского района, Степновского района, Труновского района, Туркменского района и муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района, на которые переселяются для постоянного проживания участники Подпрограммы и члены их семей.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.09.2014 N 382-п)

В крае отмечается ежегодный рост расходов краевого бюджета на сферу социальной защиты населения края. Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 13973,75 млн рублей, что на 1855,25 млн рублей или на 13,3 процента больше по сравнению с уровнем расходов в 2009 году. Наибольшая сумма данных расходов приходится на обеспечение граждан мерами социальной поддержки, которая в 2012 году составила 10959,51 млн рублей или 78,4 процента к общему объему расходов, предусмотренных минсоцзащиты края.