Недействующий

Об утверждении региональной программы "Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2015 годы "Лига помощи" (с изменениями на: 19.01.2016)

III. Система (комплекс) программных мероприятий и ожидаемые результаты


Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.

1. Развитие межведомственной системы раннего выявления семейного и детского неблагополучия, сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (семей "группы риска").

1.1. Создание условий для эффективной организации деятельности участковых социальных служб по работе с семьей и детьми на базе "пилотных" территорий автономного округа.

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории 6 муниципальных образований в автономном округе проведена работа по реализации "пилотного проекта", направленного на внедрение в деятельность государственных организаций социального обслуживания участковых социальных служб по работе с семьей и детьми, обеспечивающих своевременное выявление и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении. В результате проведенной работы в данных муниципальных образованиях в автономном округе удалось систематизировать деятельность по выявлению и учету семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, обеспечить своевременное планирование реабилитационной работы с данными семьями, в том числе составление индивидуальных программ социальной реабилитации семьи и детей. (с изм. от 31.07.2015 N 719-П)

Таким образом, первый опыт работы участковых социальных служб по работе с семьей и детьми показал, что данная служба является одной из наиболее эффективных и перспективных форм раннего выявления и профилактики семейного и детского неблагополучия, позволяющая, основываясь на активном выявительном принципе работы, сформировать мобильную и хорошо управляемую модель предупреждения развития кризисных ситуаций в семьях, приводящих зачастую к нарушению прав и жизненных интересов детей, детской безнадзорности и социальному сиротству.

Учитывая эффективность данной технологии работы с семьей и детьми, в рамках Программы запланировано дальнейшее развитие сети участковых социальных служб по работе с семьей и детьми.

Принимаемые меры позволят повысить эффективность процесса выявления и социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, организовать системную работу с населением на закрепленных участках, создадут условия для формирования и развития системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребенка. Вниманием данных служб будут охвачены не только семьи в социально опасном положении, но и семьи "группы риска", в которых зафиксированы первые очаги семейного неблагополучия. Оснащение рабочих мест участковых социальных служб положительно скажется на качестве и оперативности обмена информацией между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволит более эффективно и в кратчайшие сроки осуществлять обработку информации, заполнение индивидуальных программ социальной реабилитации семей. Приобретение автотранспортного средства позволит повысить качество работы и оперативность.

Данным мероприятием предусмотрено оперативное межведомственное взаимодействие и раннее вмешательство в ситуацию неблагополучия в семье, вследствие чего будет достигнута положительная динамика в работе с семьями "группы риска", семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, а также снижение остроты возникших кризисных ситуаций и снижение случаев изъятия ребенка из семьи.

1.2. Создание условий для эффективной организации деятельности участковых социальных служб по работе с семьей и детьми на базе сельских территорий автономного округа.

По данным ведомственной статистики, наибольшее число детей и семей, находящихся в социально опасном положении, проживает в сельской местности, где велика плотность населения, ведущего кочевой образ жизни. В данных населенных пунктах дети рано начинают курить (в 6 - 7 лет), употреблять алкоголь, наркотические и токсические вещества. Причина тому - высокая алкоголизация населения, в соответствии с этим отсутствие родительской заботы и ухода, безнадзорность несовершеннолетних, и как следствие - совершение детьми правонарушений, лишение родителей родительских прав, социальное сиротство детей.

Большая протяженность территории автономного округа, удаленность сельских поселений от территориального центра препятствует своевременному оказанию помощи тем или иным семьям и детям, нуждающимся в оперативной помощи.

Создание условий для эффективной организации деятельности участковых социальных служб по работе с семьей и детьми в 4 сельских территориях автономного округа, сформированных на базе управления по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Красноселькупский район, государственного бюджетного учреждения автономного округа "Центр социального обслуживания населения "Забота" в муниципальном образовании Тазовский район", филиала государственного казенного учреждения автономного округа "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" в муниципальном образовании город Салехард" в Шурышкарском районе, государственного бюджетного учреждения автономного округа "Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район" путем организации рабочих мест для специалистов данных служб и приобретения компьютерной, копировальной и оргтехники, а также 2 единиц автотранспорта позволит обеспечить активное внедрение участковых социальных служб по работе с семьей и детьми с учетом климато-географической и социально-экономической специфики данных территорий. (в ред. от 31.07.2015 N 719-п)

Реализация данного мероприятия достаточно актуальна, учитывая сложившуюся в данных муниципальных образованиях ситуацию в части семейного и детского неблагополучия. При этом в Шурышкарском (2,4%), Красноселькупском (1,7%) и Ямальском (3,4%) районах удельных вес детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, от общей численности детского населения муниципального образования значительно выше среднеокружного (1,0%).

Реализация мероприятия позволит организовать своевременное выявление и обеспечить социальное сопровождение в первую очередь семей, находящихся в социально опасном положении, а также начать работу по раннему выявлению семей "группы риска", семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, снижению случаев изъятия ребенка из семьи. Оснащение рабочих мест участковых социальных служб положительно скажется на совершенствовании комплексной межведомственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом.

Запланировано осуществление системного сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, и снижение численности детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в общей численности детского населения муниципального образования на 18,5% ежегодно.

1.3. Организация работы по социально-психологическому сопровождению женщин и детей, переживших насилие в семье, в рамках деятельности государственных организаций социального обслуживания Организация и проведение обучающего семинара по профилактике жестокого обращения в семье для специалистов органов социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе и государственных организаций социального обслуживания. (с изм. от 31.07.2015 N 719-П)

Учитывая, что в автономном округе отсутствуют отдельные службы сопровождения женщин и детей, пострадавших от насилия в семье, либо кризисные центры, в настоящее время в рамках Программы акцентировано внимание на организации деятельности по социально-психологическому сопровождению женщин и детей, переживших насилие в семье.

Приобретение кабинета БОС коррекции психоэмоционального состояния, компьютерной психокоррекционной методики, оборудования для релаксации, аутотренинга снятия стресса и т.п. будет способствовать восстановлению психологического состояния женщин и детей, переживших насилие, снятию стрессового состояния.

Принимая во внимание то, что психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки, а также с целью совершенствования деятельности в сфере профилактики жестокого отношения в семье, осуществляемой специалистами государственных организаций социального обслуживания, планируется обучение 30 специалистов органов социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе и государственных организаций социального обслуживания в рамках семинара по профилактике жестокого обращения в семье. (с изм. от 31.07.2015 N 719-П)

Реализация данного мероприятия направлена на совершенствование работы по профилактике жестокого обращения в семье и социально-психологическому сопровождению женщин и детей, переживших насилие, осуществляемой в рамках деятельности государственных организаций социального обслуживания. (с изм. от 31.07.2015 N 719-П)

1.4. Развитие эффективной сети у государственных организаций социального обслуживания. Обеспечение государственных организаций социального обслуживания необходимым оборудованием, мебелью, инвентарем, средствами осуществления социальной медико-психолого-педагогической адаптации и реабилитации несовершеннолетних и их семей.(с изм. от 31.07.2015 N 719-П)

Наличие хорошо подготовленной материально-технической базы - необходимое условие эффективной деятельности учреждений, осуществляющих работу по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

В рамках данного мероприятия предполагается приобретение в государственные организации социального обслуживания необходимого оборудования, мебели, инвентаря, средств осуществления медико-психолого-педагогической адаптации, использование которых позволит более качественно реализовывать различные программы социальной поддержки семей и детей, коррекционно- реабилитационные мероприятия, создать наиболее комфортные условия для проживания несовершеннолетних в государственных организациях социального обслуживания.

1.5. Содействие в развитии на территории автономного округа сети детских телефонов доверия (служб экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122. Разработка отдельных программ по оказанию экстренной помощи детям в случаях возможных рисков и опасностей для семьи и ребенка

Деятельность детского телефона доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122 является одним из эффективных инструментов выявления детского неблагополучия, важным звеном системы профилактики социального сиротства.

Детский телефон доверия - зачастую единственный инструмент, к которому может прибегнуть ребенок, чтобы рассказать о сложной ситуации, в которую он попал.

В настоящее время функционирование единой системы экстренной психологической помощи на территории автономного округа осуществляется за счет деятельности восьми телефонов доверия, действующих на базе государственных организаций социального обслуживания, образовательных организаций и органов по делам молодежи (государственное казенное учреждение автономного округа "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" в муниципальном образовании город Салехард", государственное бюджетное учреждение автономного округа "Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Пуровский район", государственное бюджетное учреждение автономного округа "Центр социальной помощи семье и детям "Домашний очаг" в муниципальном образовании Надымский район"; муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи", г. Ноябрьск; муниципальное учреждение Центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи муниципального образования город Новый Уренгой; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом детского творчества" муниципального образования город Ноябрьск; муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Родничок" муниципального образования Красноселькупский район; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр воспитания и дополнительного образования детей села Мужи и Шурышкарского района)(в ред. от 31.07.2015 N 719-П)

С начала действия единого телефона доверия на территории автономного округа зафиксировано 16 025 звонков, в том числе 7 567 от несовершеннолетних.