Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие торговли на территории Магаданской области" на 2011-2013 годы"

1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета


Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Магаданской области, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку российских производителей товаров.

В 2009 году в торговле было занято 3,9 тыс. человек или 5,5% экономически активного населения области; торговую деятельность осуществляли 1620 хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере оптовой торговли - 188; розничной торговли – 1432.

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 13197,6 млн. рублей, что в товарной массе на 0,3% меньше, чем в предыдущем году. В расчете на душу населения оборот розничной торговли составил 81,4 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2008 года на 1,1%.

В 2009 году оборот розничной торговли на 95% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля розничных рынков составила 5%. В 2008 году - соответственно 94% и 6%.

В 2009 году оборот оптовой торговли составил 19969,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% ниже уровня 2008 года.

На состояние потребительского рынка Магаданской области оказывает существенное влияние сложная транспортная схема доставки товаров в Магаданскую область, отсутствие железнодорожного сообщения, высокие затраты на транспортировку товаров авиационным и морским транспортом. По-прежнему существует проблема звенности товарооборота.

Основное влияние на формирование цен продовольственных товаров оказывают оптовые предприятия.

Экономическое положение, сложившееся в 2009 году в сфере оптовой торговли, показало, что крупные и средние организации оптовой торговли постепенно сворачивают свою деятельность. Происходит перераспределение оборота оптовой торговли в пользу микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, которые более мобильны и адаптивны к местным условиям.

Материально-техническая база оптовой торговли развивается низкими темпами. Складская инфраструктура сосредоточена на бывших государственных оптовых предприятиях и отличается низкой механизацией погрузо-разгрузочных работ, что приводит к нерациональному использованию складских объемов и площадей, отсутствию комплексного сервиса и, как следствие, росту затрат по содержанию складских площадей, что отражается на оптовых ценах на продовольственные товары.

В розничной торговле наблюдаются положительные тенденции к совершенствованию форм и методов, используемых в процессе реализации товаров, но только небольшая часть действующих розничных предприятий продовольственной торговли перешла на эффективный метод продажи товаров - самообслуживание. Расширение розничной торговли в большей степени происходит за счет открытия магазинов малого и среднего формата и продовольственных магазинов "шаговой доступности" за счет перевода жилых помещений в нежилые.

Использование программно-целевого метода обусловлено необходимостью сбалансированного и последовательного планирования и выполнения мероприятий, направленных на развитие торговли на территории Магаданской области, а также обеспечивающих консолидацию усилий органов государственной власти Магаданской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Магалданской области и бизнеса.