Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2013 - 2016 годы"

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Малое и среднее предпринимательство занимает прочное место в структуре экономики Республики Ингушетия и играет существенную роль в социальной жизни населения.

Этому способствовало выделение поддержки малого и среднего предпринимательства в самостоятельное системное направление социально-экономической политики в Республике Ингушетия, которая строится на принципе создания благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

В результате реализации Республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 годы" достигнуты высокие темпы развития малого и среднего бизнеса.

В Республике Ингушетия осуществляют свою деятельность 810 малых и средних предприятий и 10260 индивидуальных предпринимателей.

Число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Ингушетия оценивается в 17,9 процентов (12,8 тыс. человек).

Доля малого бизнеса в формировании валового регионального продукта (далее - ВРП) оценочно составляет 6,4 процентов, рост к уровню 2008 года – 2,2 процента.

Объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения свыше 94 млн. рублей в год.

С начала действия программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 годы" в республике реализованы следующие основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

во-первых, сформирована необходимая нормативно-правовая база для развития малого и среднего предпринимательства;

во-вторых, создана комплексная система финансовой поддержки малого бизнеса, которая направлена на поддержку как начинающих, так и действующих предпринимателей и состоит из различных механизмов - гарантийных, грантовых, компенсационных. При этом оказывается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты, в части субсидирования ранее понесённых затрат на реализацию инновационных проектов;

в-третьих, создана инфраструктура поддержки предпринимательства: Гарантийный фонд Республики Ингушетия, микрофинансовая организация, 2 бизнес-инкубатора.

Актив Гарантийного фонда составляет 214 млн. рублей, что позволяет привлекать в сферу малого и среднего предпринимательства ежегодно порядка 585 млн. рублей кредитных средств. Заключены соглашения о партнерстве со всеми крупными банками, осуществляющими деятельность в республике.

В качестве альтернативы банковским кредитам, которые могут привлечь далеко не все предприниматели, особенно начинающие, создана система микрофинансирования. Активы микрофинансовой организации составляют свыше 61,9 млн. рублей, за счет которых с начала их деятельности выдано более 387 займов предпринимателям по всей территории Республики Ингушетия.

С целью расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам недвижимости путем предоставления помещений в аренду на льготных условиях в Республике Ингушетия за счет средств республиканского бюджета и федерального бюджета развивается сеть бизнес-инкубаторов. Уже созданы два бизнес-инкубатора в г. Магасе и г. Карабулаке.

Реализация указанных мер стала возможной при софинансировании из федерального бюджета. Республика Ингушетия успешно участвует в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на предоставление средств федерального бюджета для финансирования мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, что позволило в разы увеличить объемы государственного финансирования сферы малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции и рост в сфере малого и среднего предпринимательства, в Республике Ингушетия остаются актуальными проблемы, устранение которых возможно с использованием программно-целевого метода:

сохраняется дифференциация муниципальных образований Республики Ингушетия по уровню развития малого и среднего предпринимательства;

наблюдается недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей;

отсутствуют финансовые ресурсы в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

остаются недоступными общеэкономические и специализированные консультации для субъектов малого и среднего предпринимательства;

отмечаются трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

сохраняется недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Настоящая Программа позволит согласовать и скоординировать совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, финансовых институтов, предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия.