Содержание проблемы эффективного привлечения талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития республики обусловлено задачами модернизации страны и общества, сформированными в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года: "...благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности... Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни".
Основным ресурсом и потенциалом развития этого проекта призвана стать молодежь как наиболее мобильный участник грандиозных гражданско- политических и социально - экономических преобразований и процессов, происходящих в государстве и обществе и имеющих особую динамику в Чеченской Республике.
Макроэкономические и макросоциальные ориентиры стратегического развития региона требуют воспитания свободного, энергичного, инициативного молодого человека, способного обеспечить рост экономики, процветание государства и достойное благосостояние своей семьи.
Но здесь нельзя не учитывать ряд негативных факторов, влияющих на различные сферы жизни молодежи страны в целом. В результате отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи в настоящий момент проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Первая тенденция - снижение интереса молодежи к инновационной, научной творческой деятельности. Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации российской экономики. В данной ситуации проигрывают обе стороны - в системе государственного управления отсутствует актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким инновационным потенциалом, а у молодого человека ограничены, в том числе из-за отсутствия информации, возможности развития и не формируется восприятие интеллектуальной деятельности как перспективной. Так, основная часть выпускников аспирантуры продолжает работу в других отраслях, не связанных с научной и инновационной деятельностью.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни российского общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи страны. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятию социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития страны, в том числе из-за сокращения экономически активного населения. Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.
Программно - целевой подход к решению важнейших задач государственной молодежной политики в Чеченской Республике нацелен на создание действенных механизмов повышения социально - экономической и духовно - культурной активности молодежи.
Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с талантливой молодежью на всей территории региона, а с другой - сделать услуги для данной категории молодых людей республики комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнес - структур.
В настоящее время существует необходимость создания инструмента координации мер по работе с талантливыми молодыми людьми как между различными ведомствами, так и между местным и областным уровнями власти. Использование института целевой программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля за реализацией запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при проведении мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы. Принципиальная особенность Программы заключается в постановке и решении задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в социально - экономическую жизнь республики, что требует применения современных методов на этапах формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного, кадрового и информационного обеспечения.
Таким образом, механизм Программы выбран по следующим причинам:
во-первых, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики в сфере поддержки талантливой молодежи;
во-вторых, организационно Программа позволяет упростить реализацию заложенных в Стратегии государственной молодежной политики в Чеченской Республике проектов, поскольку при реализации Программы полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по непрограммным расходам;
в-третьих, программно-целевой метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет гибкости действий заказчиков Программы.
Применение программно-целевого метода позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования ассигнований из федерального и республиканского бюджетов в реализацию Программы;
разработать и внедрить инновационные информационнокоммуникационные технологии решения актуальных проблем вовлечения талантливой молодежи в процессы реализации Стратегии республики при ее активном участии;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры по работе с талантливой молодежью, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения в 2015 году.
Для динамичного развития социально-экономической и общественной жизни республики необходим высокий уровень интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимают одаренные дети.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил как одну из важнейших задач, стоящих перед российской школой, создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта.
По состоянию на 1 января 2013 года в Чеченской Республике функционируют 387 средних общеобразовательных, 46 основных общеобразовательных и 13 начальных общеобразовательных учреждений, из них 13 гимназий, 2 лицея, 1 коррекционная школа, а также 15 вечерних средних общеобразовательных школ.
Ежегодно проводимые в общеобразовательных учреждениях предметные олимпиады школьников охватывают основные учебные дисциплины, открывают возможности для участия в начальных этапах олимпиады практически каждому ученику.
Предметные олимпиады позволяют выявлять одаренных детей, привлекать внимание заинтересованных сторон к проблемам интеллектуального развития детей и молодежи.
Участниками олимпиад, проведенных по 18 предметам в 2012/2013 учебном году, стали 528 школьников. За последние 3 года число победителей и призеров республиканской олимпиады школьников составляет 64 и 128 соответственно.
В нашей республике имеются сложившиеся традиции и опыт проведения всех этапов всероссийской олимпиады школьников, которая является одной из самых распространенных форм работы с одаренными детьми.
Вместе с тем следует отметить, что в республике не сформирована система работы с одаренными детьми как различных государственных органов, работающих с этой категорией детей, так и образовательных учреждений. Нет преемственности в работе с одаренными детьми на различных уровнях образования. Недостаточно подготовленных специалистов для данной работы, отсутствует психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. На низком уровне находится материальная база учреждений образования, требует улучшения система поощрения творчески работающих педагогов и талантливых детей.
Принятие Республиканской целевой программы "Молодость и талант" обусловлено необходимостью поддержки и развития талантливых детей в республике. Программа будет способствовать созданию единого развивающего пространства для талантливого ребенка в течение всего периода его обучения в образовательных учреждениях различного уровня, типа, вида и различной ведомственной принадлежности.