Система общего образования Чеченской Республики представлена всеми видами разноуровневых образовательных учреждений, предоставляющих достаточно широкий спектр образовательных услуг.
В республике функционирует 446 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 225 тыс. учащихся. Образовательный процесс в них осуществляют 15000 учителей. В 18,4% общеобразовательных учреждений обучение ведется в одну смену, остальные - осуществляют обучение в две смены.
Система общего образования Чеченской Республики должна быть ориентирована на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности, создание условий для ее самореализации.
В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях общего образования;
2) система общего образования продолжает осуществлять социальные функции обучения и воспитания подрастающих поколений;
3) реализуется система мер по Сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.
Решению задач инновационного развития системы общего образования способствует реализация приоритетного национального проекта "Образование" и комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики, в результате которого:
- сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей конкурса в Чеченской Республике составило 1411 человек, объем финансирования - 116 млн. рублей;
- усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство: из федерального бюджета на эти цели направлено 878,245 млн. рублей, из бюджета Чеченской Республики - 808,465 млн. рублей;
- системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи; 225- из категории талантливой молодежи оказана поддержка на сумму 6,870 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3,810 млн. рублей, из бюджета Чеченской Республики - 3,060 млн. рублей;
- получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях; все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер, в 2012 году составило 13 человек.
Тем не менее, анализ состояния системы общего образования относительно требований инновационного развития Чеченской Республики позволяет выделить следующие проблемы, на решение которых необходимо обратить особое внимание:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
2) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, отсутствие значительной части образовательных учреждений в процессах инновационного развития, а также информационного общества;
3) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
5) недостаточное использование современных образовательных технологий;
6) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;
7) сохраняющийся в системе общего образования старый подход принятия и исполнения решений.
При решении указанных проблем образования должно быть обеспечено единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Это позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;
2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
3) увеличение разрыва доступности качественного образования для различных групп населения;
4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
Вместе с тем при реализации могут возникнуть риски, связанные:
1) с недостатками в управлении Программой;