Действующий

О концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (с изменениями на 17 декабря 2020 года)


2.2.10. Связанность ООПТ автономного округа в единую экологическую сеть.


ООПТ регионального значения автономного округа в большинстве случаев создавались без достаточного научного обоснования и без учета необходимости создания их единой системы, связанных функциональными и пространственными связями. Поэтому в настоящее время между ООПТ автономного округа, включая ООПТ федерального значения, в силу большой удаленности друг от друга, малой площади отдельных ООПТ, а также усиливающейся антропогенной фрагментации и трансформации ландшафта окружающих территорий, не взятых под охрану, полноценные экологические связи отсутствуют. Как правило, отсутствует связанность ООПТ автономного округа с ООПТ соседних регионов. Возникает угроза пространственной изоляции ООПТ и нарушения естественных миграций животных.


Исключением является система природных территорий в нижней части поймы реки Оби, включающая государственные природные заказники регионального значения "Березовский" в автономном округе и "Куноватский" в Ямало-Ненецком автономном округе, связанные между собой водно-болотным угодьем международного значения "Нижнее Двуобье". Эта система природных территорий обеспечивает эффективную охрану и свободное перемещение животных (в первую очередь, водоплавающих птиц, в том числе занесенных в Красные книги разных уровней) по территории поймы, хозяйственное использование которой ограничено.


На V Всемирном конгрессе по особо охраняемым природным территориям, организованном МСОП - Международным союзом охраны природы (Дурбан, ЮАР, 2003 г.), провозглашено новое направление развития ООПТ, предлагающее на их базе формировать эффективную систему сохранения природной среды, обеспечивающую улучшение качества жизни населения и устойчивое развитие регионов в целом.


В современных условиях необходимо увеличить практический вклад ООПТ в устойчивое развитие автономного округа, подразумевающее рациональную хозяйственную деятельность без ущерба для основных природоохранных функций этих территорий. На это направлено создание пространственно-функциональной экологической системы (экосети) природных территорий автономного округа с различными режимами природопользования. Данная система состоит из следующих элементов:


ядра - ключевые, наиболее ценные и значимые территории, не нарушенные антропогенным воздействием, обеспечивающие сохранение биологического разнообразия, поддержание экологического баланса, выполняющие средообразующие функции;


буферные зоны - территории, прилегающие к ядрам, обеспечивающие их защиту от неблагоприятных антропогенных воздействий, выполняющие эколого-стабилизирующие функции;


экологические коридоры - территории, связывающие отдельные ядра в единую экосеть и обеспечивающие беспрепятственное перемещение животных к местам зимовки и размножения, свободный обмен особями вида между популяциями (генетический обмен), геохимический обмен для устойчивого равновесия ландшафтов, т.е. выполняющие транзитные функции.


Ядрами экологической системы являются ООПТ с наиболее строгим природоохранным режимом (заповедники, заказники, заповедные зоны и природоохранные и иные зоны природных парков со строгим природоохранным режимом, памятники природы с большой площадью). Их функционирование осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".


Буферными зонами являются охранные зоны ООПТ с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, рекреационные зоны, зоны хозяйственного назначения и иные функциональные зоны природных парков, в границах которых установленным режимом допускается ограниченная хозяйственная деятельность. Роль буферных зон могут выполнять территории традиционного природопользования, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и иные природные территории с законодательно установленными ограничениями на промышленное освоение и преобразование ландшафтов. Функционирование указанных территорий основано на нормах Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.


Экологическими коридорами являются территории с режимами особого природопользования, обремененные различными ограничениями. Роль экологических коридоров могут выполнять различные виды особо охраняемых территорий, предусмотренные действующим законодательством:


водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты (статьи 65, 66 Водного кодекса Российской Федерации);


защитные леса, особо защитные участки лесов (статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации);


защитные участки мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира (статья 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире") и т.п.


Роль экологических коридоров могут также выполнять ООПТ (заказники, памятники природы) с небольшой площадью (до 2 тыс. га), обеспечивающие охрану территорий, которые являются временным местом обитания вида, например, местом предмиграционного скопления, местом остановки на пути миграции и т.п.