Недействующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации Подпрограммы и прогноз развития


(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 31.03.2022 N 141)



В регионе продолжается работа по формированию системы управления в области обращения с отходами. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории области является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации.


Ежегодно в Российской Федерации от жизнедеятельности населения образуется около 40 млн. тонн (~ 200 млн. куб. м) отходов. На Сахалинскую область приходится 0,5% от общего объема твердых коммунальных отходов или около 200000 тонн (~ 1 млн. куб. м), без учета медицинских и биологических отходов.


Из-за нехватки земель размещение свалок осуществляется в удаленности от населенных пунктов. Стихийные свалки образуются в местах отдыха, рядом с дачными товариществами. Администрации муниципальных образований испытывают трудности в наличии финансовых и материальных средств для их ликвидации.


Основная проблема - отсутствие на территории области в достаточном количестве объектов обращения с отходами, в том числе полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих технологическим, экологическим и санитарным требованиям: с новой электронной формой учета договоров, потоков; дозиметрическим контролем; новыми логистическими схемами (маршруты, перегруз, пресс, измельчение и пр.); сбором, вывозом и обезвреживанием фильтрата полигона; дегазацией полигона; современной инфраструктурой; обезвреживанием медицинских и биологических отходов; термической утилизацией отходов.


Вывоз подавляющего большинства отходов потребления на свалки обусловлен существующим десятилетиями в Сахалинской области подходом к размещению твердых коммунальных отходов.


Географические, горно-геологические, топографические и другие условия, обуславливающие специфические особенности рельефа местности островной области, всегда являлись основным препятствием для выбора мест размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям, предъявляемым к подобным объектам. Объективные причины не позволят в ближайшие годы полностью отказаться от полигонов и ликвидировать свалки, ежедневно используемые для размещения отходов. В связи с этим первоочередной задачей в управлении твердых коммунальных отходов на ближайшую перспективу является оптимизация системы обращения с отходами, их сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.


В период до 2019 года органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, являлось министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, начиная с 2019 года ответственность за организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.


Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемных вопросов в сфере обращения с отходами, влияющие на эффективность реализации мероприятий следующие:


1. финансовый риск - недостаток финансовых средств на реализацию программных мероприятий;


2. экономический риск - риск более раннего заполнения полигонов в связи с нарушениями условий их эксплуатации, что приведет к сокращению срока их эксплуатации;


3. экологический риск - несоблюдение природоохранных требований в сфере обращения с отходами: отсутствие современных объектов размещения и/или обезвреживания отходов приведет к неблагоприятным последствиям для окружающей среды и здоровья населения, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.