В системе образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года функционирует 2003 ОО, в том числе:
793 ДОО (97,3 тыс. воспитанников);
944 школы - 47 начальных, 267 основных, 630 средних (200,0 тыс. обучающихся);
12 вечерних (сменных) ООО (2,4 тыс. обучающихся);
9 негосударственных ООО (785 обучающихся);
28 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов, 1 учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (для мальчиков) (3,1 тыс. воспитанников);
228 ООДО (296,1 тыс. воспитанников);
63 ПОО (48,9 тыс. обучающихся);
32 ООВО (77,1 тыс. обучающихся).
Система образования Оренбургской области включает в себя ОО разных типов и видов, позволяющие удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.
В Оренбургской области создана достаточно гибкая, многофункциональная сеть ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По показателю охвата детей дошкольным образованием Оренбургская область превышает общероссийский показатель на 6,0 процента. При этом недостаточно развита система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Кроме того, в большинстве муниципальных образований Оренбургской области сохраняется дефицит мест в ДОО. В очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся более 21 тыс. детей.
В Оренбургской области проведена масштабная модернизация сети ООО, созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения гражданам равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряется ФГОС начального общего образования, утверждены и проходят апробацию ФГОС основного и среднего общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранные языки, технология. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в совершенствовании.
Успех модернизации системы образования связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привития навыков здорового образа жизни. Важнейшим фактором здоровьесбережения детей и подростков является их полноценное питание на всех этапах получения образования.