Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 07.10.2015)


 I. Общая характеристика сферы реализации программы


Программа, разработанная с целью реализации на территории Алтайского края Государственной программы, соответствует целям, задачам и приоритетам развития Алтайского края, определенным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182)

Разработка и реализация программы определяются актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Алтайского края с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.

Программа носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в целях удовлетворения потребностей Алтайского края.

Программа является проектом переселения и будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с действующим законодательством.

Предметом регулирования программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Алтайский край, рост численности постоянного населения региона.

Сфера действия программы - социальная.

Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:

а) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";

б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным программой, участие которого в Государственной программе подтверждено свидетельством участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца, зарегистрированный Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (далее - УФМС) на территории вселения;

в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Алтайский край;

г) территория вселения - территория Алтайского края, на которую переселяются для постоянного проживания участники Государственной программы и члены их семей;

д) период адаптации на территории вселения - период, определяемый с даты регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы в УФМС до получения гражданства Российской Федерации, не превышающий 5 месяцев.

На фоне общей благоприятной ситуации, сложившейся в крае, негативным фактором, замедляющим социально-экономическое развитие, становятся демографические проблемы. В долгосрочной перспективе обеспеченность экономики Алтайского края трудовыми ресурсами будет определяться тенденциями демографического развития, характерными для всей страны, - сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, увеличением его среднего возраста.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю на 01.01.2013 численность населения Алтайского края составила 2398,8 тыс. человек (1,7% населения Российской Федерации). Доля сельских жителей в структуре населения составляет 45,0% (это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации, в среднем по стране доля сельских жителей составляет 26,0%). Это обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия локальных рынков труда, что затрудняет решение задачи по обеспечению эффективной занятости населения края.

Вместе с тем основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским.

С 2006 года наметилось замедление естественной убыли населения края, что связано с увеличением численности родившихся (на четверть в 2012 году по сравнению с 2005 годом: с 26,4 до 32,7 тыс. человек) и уменьшением численности умерших (на 18,0%: с 42,6 до 35,0 тыс. человек соответственно).

Однако динамика рождаемости отражается на формировании рынка труда в отдаленной перспективе (через 15 - 25 лет), непосредственное влияние на спрос на рабочую силу оказывают показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.

Проведение активной демографической политики и повышение уровня жизни населения региона повлияло на снижение индикаторов смертности, которое отмечается с 2005 года. В 1,4 раза сократился коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (с 8,4 до 6,5 на 1000 человек соответствующего возраста).

Несмотря на положительную динамику демографических показателей, в крае сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения и наблюдается увеличение нагрузки на население трудоспособного возраста.

Так, с 2005 года численность трудоспособного населения сократилась на 193,5 тыс. человек (12,0%): с 1628,1 тыс. человек на 01.01.2005 до 1434,6 тыс. человек на 01.01.2012, в том числе на 30,1 тыс. человек (2,1%) - за 2011 год, в котором превышение численности граждан края, вышедших из трудоспособного возраста, над численностью достигших шестнадцатилетнего возраста составило более 15 тыс. человек.

Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население в Алтайском крае выше, чем в среднем по Российской Федерации (678 и 643 нетрудоспособных граждан на 1000 трудоспособных соответственно).

В результате в настоящее время проблема обеспечения отраслей экономики края квалифицированными кадрами, сбалансированности предложения и спроса на рынке труда остается актуальной. Потребность работодателей в работниках, заявленная в течение 2012 года, увеличилась на 5,0% и составила 134,0 тыс. человек (в 2011 году - 127,9 тыс. человек).

Потенциальную угрозу для экономики края представляют сокращение численности населения и трудовых ресурсов, недостаток кадров в базовых отраслях экономики, снижение качественного потенциала трудовых ресурсов. Эти проблемы могут привести к резкому сокращению возможностей развития края, так как наличие человеческих ресурсов, человеческого капитала является главным условием осуществления любых значимых изменений.

Абзацы двадцать четвертый - двадцать пятый утратили силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182.

В 2012 году в крае продолжилась миграционная убыль населения, которая составила 6226 человек (25,9 выезжающих в расчете на 10 тыс. человек населения). Миграционная убыль населения в 2012 году наблюдалась в 58 территориях края.

В крае наблюдается стабильный отток населения из сельской местности: в 2005 году он составил 3755 человек, достиг своего пика в 2011 году - 10652 человека, несколько снизился в 2012 году - 9863 человека. Эта тенденция связана с направлением передвижения молодежи преимущественно из сельских территорий в города, где расположены профессиональные образовательные организации, с последующим трудоустройством в городах. Восполнение численности сельского населения возможно за счет соотечественников, готовых переселиться в сельскохозяйственные районы края.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591)