1.1. По подпрограмме "Профилактика экстремизма".
Государственная программа направлена на укрепление в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, на 31 марта 2013 года в округе осуществляют деятельность 1921 общественное объединение, в том числе 76 общественных организаций, созданных по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, дагестанские – 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1.
С 2011 года исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – автономный округ) с привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа, образовательных организаций и учреждений культуры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года N 367-п реализовывалась целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы".
В результате её реализации:
проведены курсы повышения квалификации для работников системы образования и государственных гражданских служащих автономного округа;
организованы обучающие семинары для педагогов, специалистов, работающих с молодежью, муниципальных и государственных гражданских служащих автономного округа;
состоялись конкурсы программ по воспитанию толерантности, проектов образовательных организаций, социальных проектов, направленных на развитие межэтнической интеграции, фестивали национальных культур и выставочные проекты.
В программу мероприятий входило рассмотрение проблемы создания альтернативы асоциальному поведению и вовлечению молодежи в социально активную деятельность.
В целях организации воспитания толерантности через систему образования разработаны и опробованы программы по воспитанию и социализации детей мигрантов. Разработаны учебно-методические пособия.
Проводились социологические исследования.
Через средства массовой информации реализовалась стратегия социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей.
Осуществлялась поддержка производства и размещения телевизионных и радиопрограмм.
Результаты социологических исследований, проведенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2010-2012 годы, показали, что динамика основных социологических индикаторов в 2011-2012 годы позволяет говорить о стабильной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, данные сопоставимы с общероссийскими показателями.
Однако выявлена конфликтогенность этноконфессионального фактора, причем напряженность носит скрытый характер. Даже небольшие инциденты, связанные с участием национальных групп, могут спровоцировать реальные конфликты на национальной почве.
В данной ситуации - высокое значение приобретает профилактика потенциальной возможности возникновения этнических проблем, локализация и погашение очагов назревающей напряженности.
В условиях увеличения потока в автономный округ мигрантов правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний. Статистика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре фиксирует наличие лиц, склонных к экстремистской деятельности.
Приобретаемый в процессе исполнения мероприятий опыт позволял более точно оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды автономного округа обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий по всем направлениям. Все это способствовало, в том числе, сокращению числа правонарушений, совершаемых на почве межнациональной ненависти, и соответственно уменьшению количества негативных событий, наносящих ущерб развитию положительного облика автономного округа.
Вместе с тем в современных условиях повышенное значение в сравнении с периодом реализации предшествующей целевой программы приобретают проблемы адаптации мигрантов, особенно прибывающих с ними детей. Органичное включение этой категории жителей в социокультурную среду автономного округа сегодня выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество жизни в автономном округе и темпы его социально-экономического развития. В то же время интеграция в новый социум - это сложный, длительный и подчас болезненный процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.
В связи с этим государственная программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся, из числа детей мигрантов, содействие адаптации мигрантов. При этом настоящая государственная программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей автономного округа, так и у "новых югорчан".
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самосамобытности.
В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, наличие конфликтов на этнической почве.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В целом, в округе сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, однако отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей.