Показатели | 2011 | 2012 | % к 2011 году |
Средние предприятия | |||
Количество средних предприятий, единиц | 78 | 78 | 100 |
Среднесписочная численность работающих на средних предприятиях, тыс. человек | 8,2 | 6,7 | 81,7 |
Оборот средних предприятий, млн. рублей | 19 100 | 21 100 | 110,5 |
Малые предприятия (без учета микропредприятий) | |||
Количество малых предприятий, единиц | 1174 | 1196 | 101,9 |
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. человек | 34,2 | 36,5 | 106,7 |
Оборот малых предприятий, млн. рублей | 44 600 | 46 400 | 104 |
Микропредприятия | |||
Количество микропредприятий, единиц | 6 423 | 7 170 | 111,6 |
Среднесписочная численность микропредприятий, тыс. человек | 13,6 | 16,9 | 124,3 |
Оборот микропредприятий, млн. рублей | 21 600 | 33 000 | 152,8 |
Индивидуальные предприниматели | |||
Количество индивидуальных предпринимателей, единиц | 21 011 | 19 485 | 92,7 |
Количество работающих у индивидуальных предпринимателей, тыс. человек (расчет) | 61,3 | 57,5 | 93,8 |
Оборот индивидуальных предпринимателей, млн. рублей | 62 100 | 51 200 | 82,4 |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в 2012 году в общем числе занятых в экономике Костромской области составляет 37,9%. С 2011 года отмечается снижение среднесписочной численности работающих на средних предприятиях на 18,3%. Принимая во внимание значительное увеличение аналогичного показателя на малых предприятиях (на 6,7%) и микропредприятиях (на 24,3%), можно сделать вывод об имеющейся тенденции к дроблению бизнеса.
12. За 2012 год поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет Костромской области составили 1 557,4 млн. рублей, что выше показателя предыдущего года на 32,6%.
Оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) в 2012 году составил 79 400 млн. рублей с ростом к 2011 году на 19,9%, оборот средних предприятий - 21 100 млн. рублей, что выше аналогичного показателя в 2011 году на 10,5%.
13. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется, однако отличается от общероссийской ситуации. В отличие от других субъектов Российской Федерации в Костромской области наблюдается превышение доли количества предприятий малого бизнеса, занятых обрабатывающими производствами, над предприятиями сферы оптовой и розничной торговли.
Среди малых предприятий Костромской области 25,6% занимается обрабатывающим производством, 21,6% - оптовой и розничной торговлей, 16% - операциями с недвижимым имуществом, 14,1% занято сельским хозяйством, 10,2% - строительством.
14. Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия (без микропредприятий) составила 11 835,33 рублей и выросла по сравнению с 2011 годом на 3,8%. Заработная плата выше среднего уровня по области выплачивается только работникам, занимающимся строительством (на 30,8%), финансовой деятельностью (в 2,6 раза), здравоохранением и предоставлением социальных услуг (на 16%), обрабатывающими производствами (на 1,9%).
15. В настоящее время в области созданы основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки.
За счет средств федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы) в 2007 году введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор Костромской области, наделенный имущественным комплексом, созданным для поддержки предпринимателей на ранних стадиях их деятельности. Областное государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области" осуществляет управление деятельностью бизнес-инкубатора Костромской области.
Бизнес-инкубатор Костромской области оказывает имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления нежилых помещений на льготной основе, на его базе осуществляет свою деятельность Региональный интеграционный центр (РИЦ), оказывающий поддержку экспортно ориентированным организациям.
(в ред. постановления администрации Костромской области от 18.08.2015 N 298-а)
16. Информационную, консультационную и правовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области осуществляют Торгово-промышленная палата Костромской области и общество с ограниченной ответственностью "Центр делового развития". В их функции входит консультирование по вопросам коммерческой деятельности, сертификация продукции и услуг, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, рекламная деятельность, издание журналов и периодических публикаций, издание газет, прочие виды издательской деятельности, предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, деятельность в области права.
17. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Костромской государственный технологический университет" (Институт дополнительного профессионального образования).
18. Действует координационный совещательный орган - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Костромской области (далее - Совет), функционирующий в целях содействия развитию межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, широкого привлечения предпринимателей к решению задач социально-экономического развития Костромской области.
В работе Совета, как и в деятельности рабочей группы по решению вопросов предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принимают участие представители общественных объединений малого и среднего предпринимательства: Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Костромской союз промышленников, Союз строителей Костромской области, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области, Костромская Торгово-промышленная палата и другие.
19. Функционируют советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области. Приняты программы (мероприятия) поддержки и развития малого и среднего предпринимательства во всех районах области, однако в большинстве своем не обеспечены финансированием. Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти Костромской области.
20. Меры, реализуемые с 2009 года в рамках областной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулировали предпринимательскую инициативу. Это позволило за период 2009-2012 годов увеличить объем оборота на малых предприятиях на 18 600 млн. рублей, на средних предприятиях - на 11 400 млн. рублей, количество занятых в экономике области возросло на 17,3 тыс. человек, налоговые поступления по специальным налоговым режимам увеличились на 451,7 млн. рублей.
21. Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
В настоящий момент развитие сдерживается по следующим причинам:
ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;
большая степень изношенности оборудования и недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для технического перевооружения и повышения производительности труда;
трудности в размещении малых и средних предприятий, в том числе нехватка производственных и офисных помещений, а также высокий уровень арендной платы имеющихся свободных площадей;
высокая кадастровая стоимость земельных участков, что приводит к высокому уровню арендной платы за землю и высокому земельному налогу;
отсутствие у предпринимателей базовых юридических и экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского учета, что становится причиной банкротства предприятий;
недостаток рабочих кадров на рынке труда Костромской области, а также высококвалифицированных специалистов в муниципальных районах области;
изменение федерального законодательства, связанное с увеличением налоговых отчислений для индивидуальных предпринимателей.
22. Необходимость разработки государственной программы на предстоящие 2014-2020 годы и решения задач по развитию предпринимательства обусловлены рядом объективных факторов: