ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 года N 524-п
О внесении изменений в постановление Администрации области от 12.09.2007 N 395-а
В соответствии с законами Ярославской области от 5 октября 2011 г. N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области" и от 27 декабря 2012 г. N 72-з "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Администрации области от 12.09.2007 N 395-а "О региональной программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 -2013 годы и перспективу до 2020 года" следующие изменения:
1.1. Пункт 3, подпункты 4.5 - 4.7 пункта 4 исключить.
1.2. Региональную программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 12.09.2007 N 395-а
(в редакции
постановления
Правительства области
от 14.05.2013 N 524-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации Программы | 01.01.2008 -31.12.2013 | |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области - директор ДФ | |
Ответственный исполнитель | ДЭиРТ | первый заместитель директора ДЭиРТ Лукашов Андрей Иванович, |
Исполнители Программы | УД | управляющий делами |
ДЗиФ | директор ДЗиФ | |
ДК | заместитель директора ДК | |
ДО | первый заместитель директора ДО | |
ДТиСП | директор ДТиСП | |
ДЖКК | директор ДЖКК | |
ДС | директор ДС | |
ДАПК | директор ДАПК | |
ДПП | директор ДПП | |
ДГСЗН | директор ДГСЗН | |
ДФ | заместитель Губернатора области - | |
ДДХ | директор ДДХ | |
ДРБ | исполняющий обязанности директора ДРБ | |
ИГН | начальник ИГН - главный государственный инженер-инспектор по надзору за т ехническим состоянием самоходных машин и других видов техники | |
ДИЗО | директор ДИЗО | |
АФКиС | руководитель АФКиС | |
АТ | руководитель АТ | |
ДОС | директор ДОС | |
ДИС | директор ДИС | |
Электронный адрес размещения Программы в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dtert/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источник финансирования | Плановый объём финансирования, млн. руб. | ||||||
всего | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Областной бюджет | 712,543 | 40,608 | 44,566 | 122,347 | 82,958 | 157,264 | 264,8 |
Внебюджетные источники | 15642,3249 | 220,685 | 306,159 | 3107,121 | 3322,973 | 4258,8869 | 4426,5 |
Справочно: | |||||||
федеральный бюджет | 246,3885 | - | - | - | 39,2777 | 81,1108 | 126 |
местные бюджеты | 217,2204* | 1,975* | 45* | 70,35* | 31,764* | 38,0314* | 30,1* |
Итого по Программе | 16818,4769* | 263,268* | 395,725* | 3299,818* | 3476,9727* | 4535,2932* | 4847,4* |
* При условии выделения в установленном порядке средств из федерального и местных бюджетов.
I. Содержание проблемы
Основной проблемой, на решение которой направлена реализация Программы, является низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и социальной сферы Ярославской области.
Энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) Ярославской области за период с 2005 года снизилась на 22 процента, но по- прежнему превышает средние показатели энергоемкости внутреннего валового продукта Российской Федерации(далее - ВВП).
В свою очередь энергоемкость ВВП, по оценкам Министерства энергетики Российской Федерации, в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Российские уровни энергоемкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 – 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 – 4 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 кв. метра площади жилых зданий в среднем по Российской Федерации при приведении к сходным климатическим условиям в 1,5 раза выше, чем в странах Евросоюза.
Низкая энергоэффективность является одной из причин снижения конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики региона.
Объём потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в Ярославской области характеризуется следующими данными:
Виды ТЭР | Потребление по годам | ||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Электро-энергия, | 6857 | 7133 | 7257,5 | 7503 | 7769 | 7787 | 7650 | 7541 | 7523 |
Тепловая энергия, | 15821 | 15243 | 15363 | 16686 | 17200 | 17748 | 17873 | 18310 | 16698 |
Природный газ, | 2794 | 3054 | 3038 | 3141 | 3145 | 3155 | 3012 | 3322 | 3310 |
Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории области в топливном эквиваленте составило в 2008 году более 4160 тыс. тонн условного топлива.
В условиях экономического кризиса повышенные удельные расходы энергоресурсов в промышленности и других отраслях экономики области растут более высокими темпами из-за падения спроса на продукцию и вызванного этим снижения загрузки производственных мощностей. Эти процессы происходят на фоне роста цен на энергоносители, прежде всего на природный газ и электроэнергию. В итоге растет доля энергетических издержек в структуре затрат на производство продукции, падает конкурентоспособность предприятий региона, что отрицательно сказывается на перспективах их выхода из кризиса.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов Министерства экономического развития Российской Федерации превышение уровня производства ВРП в 2008 году в Ярославской области прогнозируется лишь к 2012 году.
Таким образом, в предстоящий период до 2012 года реализация Программы будет проходить в условиях преодоления последствий экономического кризиса и постепенного восстановления объёмов производства продукции на территории области до уровня 2008 года (начала реализации Программы).
При этом ранее принятые Правительством Российской Федерации решения, определяющие динамику роста внутренних цен на энергоносители, хотя и были скорректированы прежде всего в части уменьшения темпов роста стоимости электроэнергии, продолжают оставаться мощным экономическим стимулом для интенсификации работы по энергосбережению.
В соответствии с этими решениями внутренние оптовые цены на природный газ в 2012 году вырастут по сравнению с 2007 годом в 2,4 раза.
Сохраняется высокая вероятность реализации сценария, в соответствии с которым начиная с 2011 года цены на природный газ должны будут обеспечивать достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и его экспорта с последующей либерализацией и ценовым дерегулированием внутреннего рынка газа.
Без снижения темпов продолжается либерализация рынка электроэнергии. Доля электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, к 01 января 2011 года будет доведена до уровня 100 процентов.
Дополнительным фактором, способствующим росту стоимости электроэнергии (мощности), являются планируемые изменения в нормативных актах Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России), направленные на повышение эффективности использования потребителями часов заявленной мощности.
Средняя цена на электроэнергию для потребителей области по сравнению с 2007 годом вырастет в 2012 году в 2 раза, а с учетом изменений в нормативных актах ФСТ России - в 2,6 раза.
Изменение указанных показателей приведено в диаграммах 1 - 3.
Диаграмма 1
Динамика оптовых цен на природный газ по региону
Диаграмма 2
Изменение доли электроэнергии, продаваемой по регулируемым государством тарифам
Диаграмма 3
Динамика среднего тарифа на электроэнергию
В условиях обозначенных темпов роста цен на газ и электроэнергию, для сохранения баланса интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии тарифное регулирование в период 2010 - 2012 годов будет направлено на сдерживание темпов роста стоимости тепловой энергии.
В результате стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями области, в указанный период будет расти от 12 до 14 процентов в год. Прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению дает более низкие темпы роста - от 6 до 12 процентов.
С учетом этих факторов прогнозируется, что в 2010 - 2012 годах стоимость основных для Ярославской области топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет расти темпами, превышающими инфляцию в 1,3 – 1,5 раза.
В этих условиях последствия указанных изменений будут различными для разных отраслей экономики и социальной сферы области в зависимости от показателей их энергоемкости.
Топливно-энергетический комплекс области.
В состав топливно-энергетического комплекса области (далее - ТЭК) входят предприятия и организации, занимающиеся производством, передачей и сбытом электрической, тепловой энергии, газа и твердого топлива.
ТЭК является важнейшей инфраструктурной отраслью региона, определяющей показатели и условия энергообеспечения экономики, социальной сферы и населения области.
Доля предприятий ТЭК в суммарном обороте организаций области составила в 2007 году 5,0 процента.
Промышленность области.