(с изменениями на 6 ноября 2024 года)
(в ред. законов Республики Марий Эл от 23.10.2013 N 46-З, от 18.08.2014 N 33-З, от 29.12.2014 N 67-З, от 02.03.2015 N 11-З, от 17.12.2015 N 56-З, от 29.02.2016 N 6-З, от 24.10.2016 N 41-З, от 27.02.2018 N 5-З, от 08.05.2018 N 14-З, от 01.11.2018 N 54-З, от 03.12.2018 N 61-З, от 26.07.2019 N 29-З, от 02.03.2020 N 7-З, от 03.08.2020 N 22-З, от 03.08.2020 N 23-З, от 03.08.2020 N 24-З, от 24.09.2021 N 42-З, от 31.10.2022 N 33-З, от 27.12.2022 N 58-З, от 02.05.2023 N 15-З, от 19.10.2023 N 39-З, от 22.12.2023 N 59-З, от 06.11.2024 N 44-З)
Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
26 июля 2013 года
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования на территории Республики Марий Эл, связанные с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, в случаях и пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
1. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Республике Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
2. Законодательство Республики Марий Эл в сфере образования состоит из Конституции Республики Марий Эл, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
К полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл в сфере образования относятся:
1) принятие законов и внесение изменений в соответствующие законы, регулирующие отношения в сфере образования в Республике Марий Эл, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) осуществление иных полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и настоящим Законом.
К полномочиям Главы Республики Марий Эл в сфере образования относятся:
1) определение основных направлений развития системы образования в Республике Марий Эл в рамках реализации единой государственной политики Российской Федерации в сфере образования в Республике Марий Эл;
2) обеспечение в пределах своей компетенции государственных гарантий прав граждан в сфере образования в Республике Марий Эл;
3) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере образования;
4) осуществление полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, по вопросам исполнения полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Марий Эл;
5) осуществление иных полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и настоящим Законом.
К полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере образования относятся:
1) утверждение региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Марий Эл;
2) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных организаций Республики Марий Эл;
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в размерах, определяемых в соответствии с нормативами, предусмотренными Методикой расчета субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), согласно приложению к настоящему Закону, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Марий Эл;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.08.2020 N 24-З)
4) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Марий Эл;
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл;
6) создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования;
7) создание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
8) создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Республике Марий Эл в целях оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
9) обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры;
10) подготовка на основании программ социально-экономического развития Республики Марий Эл предложений Правительству Российской Федерации в случае, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
11) утверждение типовых требований к одежде обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Марий Эл и муниципальных общеобразовательных организациях;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 18.08.2014 N 33-З)
12) создание общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский корпус" и "казачий кадетский корпус", государственных организаций дополнительного образования Республики Марий Эл со специальным наименованием "спортивная школа";
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 27.12.2022 N 58-З)
13) осуществление взаимодействия в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
14) определение органа исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
15) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, контрольных цифр приема (в том числе порядка определения общего объема контрольных цифр приема);
(п. 15 в ред. Закона Республики Марий Эл от 08.05.2018 N 14-З)
16) определение критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным образовательным организациям исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся;
17) осуществление иных полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и настоящим Законом.
К полномочиям органа исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Марий Эл;
2) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл;
3) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
4) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл;
5) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл;
6) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
7) создание государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;