Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 07.11.2014)

Субсидии бюджетам муниципальных образований в 2010 году

Сумма субсидии (тыс. рублей)

Всего

18575

Город Абакан

1436

Город Саяногорск

185

Город Черногорск

237

Город Абаза

390

Город Сорск

202

Аскизский район

6386

Бейский район

1050

Боградский район

320

Орджоникидзевский район

190

Таштыпский район

2234

Усть-Абаканский район

2810

Ширинский район

3135


Мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства позволяют стимулировать и развивать творческую инициативу предпринимательских структур республики, расширять ассортимент и качество продукции, насыщать рынки республики высококачественными, конкурентоспособными продовольственными и промышленными товарами, повышать репутацию производителей Республики Хакасия.

Необходимым условием успешного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия является совершенствование деятельности структур, обслуживающих субъекты малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.

В настоящее время малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его "экономическую неустойчивость".

Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).

Подобный подход позволяет переориентировать политику исполнительных органов государственной власти на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказывать реальную поддержку предпринимателям.

Опыт реализации предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.

Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства должна включать следующие обязательные элементы:

- необходимую нормативную правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;

- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;

- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;

- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенный уровень инновационного предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.

Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Республики Хакасия, финансовых возможностей и достигнутых результатов.

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

В 13 муниципальных образованиях Республики Хакасия (уровень городских округов и муниципальных районов) активно функционируют центры содействия малому и среднему предпринимательству, работающие по принципу "одного окна". По состоянию на 1 января 2011 года в центрах по республике зарегистрировано 3240 обращений от граждан, из них за консультационно-информационной поддержкой обратились 2770 граждан.

В 2010 году создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Республиканский центр поддержки предпринимательства" для выполнения функций по формированию единой информационной среды, объединяющей основные направления поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на обеспечение равного доступа к ней всех заинтересованных лиц и повышение эффективности использования бюджетных средств.

В целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, учреждена некоммерческая организация "Гарантийный фонд Республики Хакасия".

Основные проблемы:

- снижение темпов роста основных экономических показателей субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность работников, оборот предприятий, инвестиции в основной капитал);

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;