2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Отправлено и принято пассажиров, тыс. человек | 74,1 | 80,6 | 82,2 | 69,5 | 98,6 |
Отправлено и принято грузов, тонн | 1117,7 | 1024,6 | 1085,0 | 1574,8 | 1338,4 |
Количество отбывших и прибывших воздушных судов, единиц | 802 | 711 | 603 | 671 | 787 |
ОАО "Аэропорт "Абакан" - аэропорт федерального значения, является элементом современного транспортного сообщения, обеспечивающим транспортные связи Республики Хакасия с другими регионами Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года N 340-р "Об утверждении Перечня аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации" аэропорт "Абакан" включен в Перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
В настоящее время осуществляется процедура передачи в государственную собственность Республики Хакасия пакета акций ОАО "Аэропорт "Абакан", находящегося в федеральной собственности и составляющего 75% от уставного капитала общества.
В 2006 - 2010 годах в республике наблюдался рост перевозки пассажиров воздушным транспортом - с 74,1 до 98,6 тыс. пассажиров.
В 2010 году через аэропорт "Абакан" было принято 1,3 тыс. тонн грузов, что составляет 98,1% от уровня 2006 года. В общем грузообороте предприятий транспорта доля воздушного транспорта незначительна и составляет менее 0,08%.
Дорожное хозяйство. Протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2011 года составляла 2923,7 км, в том числе:
федеральная автомобильная дорога М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до государственной границы с Монголией - 186,1 км;
региональные и межмуниципальные автомобильные дороги Республики Хакасия - 2599,6 км;
региональная автомобильная дорога Абакан - Ак-Довурак, км 182 - км 320 + 900, находящаяся на балансе в Управлении автомобильных дорог "Тываавтодор", - 138 км.
Густота автомобильных дорог общего пользования составляет 47 км на 1 тыс. м2 (42,8 км на 1 тыс. м2 в 2006 году).
На территории республики располагаются 8 районов, в границах которых проходят региональные, межмуниципальные и федеральные автомобильные дороги. По состоянию на 1 января 2011 года наиболее развита сеть автомобильных дорог с твердым покрытием в Алтайском районе (132 км на тыс. км2), наименее развита в Таштыпском районе (16 км на тыс. км2). Это связано с тем, что Таштыпский район имеет самую большую площадь территории среди других районов, кроме того, населенные пункты располагаются в непосредственной близости от районного центра - с. Таштып.
По сети автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия удельный вес автодорог с твердым покрытием составляет 95,9% (97,9% в 2006 году). Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования по всем районам республики удовлетворительный. Наименьший показатель в Аскизском районе (90,2%) и Таштыпском районе (90,6%).
Удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 января 2011 года составлял 64%.
На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия эксплуатируются 196 автодорожных мостов общей длиной 6888,45 п. м, в том числе 11 путепроводов общей длиной 729,37 п. м. В их общем количестве капитальные мосты составляют 82,7%, деревянные - 17,3%. В аварийном и неудовлетворительном состоянии на 1 января 2010 года находилось 32 моста общей длиной 523,83 п. м.
Основные проблемы:
в сфере автомобильного транспорта:
- существенный износ (до 85%) и выбытие основных фондов;
- значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с постоянно растущими ценами на энергоносители, что, в свою очередь, снижает уровень востребованности услуг автомобильного транспорта;
- проблема нелегальных перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автомобилями вместимостью менее 8 чел., которая влияет на отток пассажиров от законопослушных перевозчиков, соблюдающих все требования транспортного законодательства;
- отсутствие в республиканском центре альтернативного автовокзала не позволяет расширять маршрутную сеть и развивать конкуренцию;
в сфере железнодорожного транспорта:
- резкое повышение ставки тарифа за пользование услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта при пассажирских перевозках в пригородном сообщении. Данный фактор увеличивает расходную составляющую предприятий железнодорожного транспорта, ведет к росту стоимости проезда и, как следствие, к снижению привлекательности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения;
в сфере воздушного транспорта:
- асфальтобетонное покрытие аэродрома, здания и сооружения, эксплуатируемые ОАО "Аэропорт "Абакан", нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции;
- техника и оборудование для содержания аэродрома, обслуживания воздушных судов и пассажиров, техника для аварийно-спасательных работ отработали более двух нормативных сроков, и дальнейшая их эксплуатация крайне затруднена;