ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 года N 488-П
О долгосрочной краевой целевой программе "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Камчатском крае на 2013 - 2017 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 февраля 2014 года на основании
постановления Правительства Камчатского края
от 7 февраля 2014 года N 70-П
____________________________________________________________________
{Изменения:
Постановление Правительства Камчатского края от 24.06.2013 N 274-П
Постановление Правительства Камчатского края от 24.10.2013 N 467-П}
В целях реализации Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" и распоряжением Правительства Камчатского края от 27.04.2012 N 164-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Камчатском крае на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Ответственность за реализацию Программы возложить на Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования, на Министра финансов Камчатского края.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01 января 2013 года.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.И. ИЛЮХИН
Правительства Камчатского края
от 24.10.2012 N 488-П
Долгосрочная краевая целевая программа "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Камчатском крае на 2013 - 2017 годы"
г. Петропавловск-Камчатский 2012 год
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Камчатского края от 27.04.2012 N 164-РП |
Государственный заказчик Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Разработчик Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Главный распорядитель средств Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель Программы | Обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в Камчатском крае |
Задачи Программы | совершенствование нормативно- правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды; |
Основные мероприятия Программы | Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении N 1 к Программе |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) | Общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составляет 44758,00 тыс. руб., из них по годам: в 2013 году - 14906,00 тыс. руб.; |
в 2017 году - 1050,00 тыс. руб. | |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий | Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Программа разработана в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Основанием для разработки Программы является распоряжение Правительства Камчатского края от 27.04.2012 N 164-РП.
Основной целью Программы является обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в Камчатском крае.
Проблемы экологической безопасности, поддержания качества природной среды, рационального природопользования и сохранения биологического разнообразия находятся в сфере особого внимания органов законодательной и исполнительной власти Камчатского края.
Качество окружающей среды является одним из ключевых общественно значимых потребительских благ, которое формирует социально - экономическую основу устойчивого развития региона.
Состояние окружающей среды определяется экологическим состоянием природных сред (атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод), а также состоянием объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Камчатского края.
Экологическую ситуацию в Камчатском крае следует рассматривать и оценивать дифференцированно: в агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск; в отдельных городах, поселениях и прилегающих межселенных территориях (зеленых зонах); в муниципальных районах; в крупных экосистемах региона, испытывающих значительное техногенное и антропогенное воздействие (таких как Авачинская губа, среднее и нижнее течение р. Камчатка, р. Авача, р. Большая, западное побережье Камчатки в местах добычи газа и прокладки линии газопровода, залив Корфа и бухта Скрытая); в иных ключевых экосистемах, в первую очередь, заповедных.
К факторам, определяющим экологическую ситуацию в регионе, можно отнести:
1) неразвитость экологической составляющей систем жизнеобеспечения муниципальных образований в Камчатском крае, в первую очередь, изношенность или отсутствие объектов инфраструктуры;
2) текущее загрязнение окружающей среды (загрязнения атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов), обусловленное как неразвитостью природоохранной инфраструктуры и рынка экологических услуг, так и низким уровнем управления охраной окружающей среды и природопользованием в Камчатском крае;
3) низкая экологическая культура населения;
4) накопленный в предыдущие годы экологический ущерб;
5) уникальную специфику природной среды региона, определяющую, с одной стороны, сохранение способности экосистем к устойчивому функционированию и самовосстановлению, с другой - наличие негативных естественных природных факторов, усугубляющих экологические последствия техногенного загрязнения и определяющих возникновение чрезвычайных ситуаций вследствие возможных катастрофических и высоко активных при-
1) родных процессов и явлений (вулканическая активность, подвижки земной коры, неблагоприятные погодные условия и т.д.).
Несмотря на меры, принимаемые в последнее время по обеспечению экологической безопасности в Камчатском крае, поддержанию качества природной среды, рационального природопользования и сохранения биологического разнообразия, сохраняются также и объективные проблемы в этой сфере.
В Камчатском крае десятилетиями накапливался значительный экологический ущерб. В ходе оперативно-профилактических мероприятий были выявлены и учтены более 70 деструктивных зон разного масштаба, требующих рекультивации. В их числе выведенные из эксплуатации военные городки в Елизовском, Усть-Камчатском районах, населенные пункты (п. Корф, п. Жупаново, п. Кировский), деструктивные промышленные, агропромышленные, селитебные зоны и объекты, имеющиеся практически во всех населенных пунктах Камчатского края.
При выработке и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды необходимо учитывать особенности Камчатского края как зоны, требующей принятия особых мер по обеспечению экологической безопасности. Основной мерой является развитие и совершенствование системы государственного экологического мониторинга на территории Камчатского края.
Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в целях обеспечения потребностей государства и населения в достоверной информации, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
В настоящее время и на ближайшую перспективу система территориального экологического мониторинга будет осуществляться по следующим направлениям:
1) проведение комплексной эколого-экономической оценки накопленного экологического ущерба на территории Камчатского края, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Цель данного исследования - анализ проблемы накопленного экологического ущерба прошлых лет и разработка комплекса мер по его ликвидации.
Для достижения указанной цели необходимо:
- выполнить инвентаризацию наиболее значимых объектов прошлого экологического ущерба;
- выполнить ранжирование объектов прошлого экологического ущерба по степени отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Камчатского края;
- разработать комплекс мер по ликвидации накопленного прошлого экологического ущерба.
Выполнение указанных мероприятий позволит повысить степень эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
2) проведение мониторинга радиационно-опасных объектов и территорий в Камчатском крае.
В 2011 году для обеспечения радиационной безопасности населения Камчатского края, а также в связи с неблагоприятным развитием событий на АЭС Фукусима в Японии на территории Камчатского края проводился радиационный мониторинг объектов окружающей среды, включающий:
- контроль радиационной обстановки по мощности дозы гамма- излучения (отклонений от значений естественного радиационного фона не установлено);
- гамма-спектрометрический контроль атмосферного воздуха с целью идентификации загрязнений йодом-131, цезием-137 (по результатам гамма- спектрометрического контроля йод-131, цезий-137 не обнаружены);
- лабораторные исследования снежного покрова (суммарная альфа- и бета-активность (Бк/л) проб снега не превысила уровней вмешательства по отдельным радионуклидам, радионуклиды цезий-137, цезий-134, йод-131 не обнаружены);
- исследования по показателям радиационной безопасности всех источников питьевого водоснабжения в Камчатском крае (удельная суммарная альфа- и бета- активность значительно ниже нормируемых значений 0,2 и 1,0 Бк/кг, содержание радона в воде не превышало 60 Бк/кг);
В целях обеспечения достоверности оценки радиационной обстановки на территории Камчатского края необходимо обеспечить финансирование подготовки и доставки проб строительных материалов, пищевых продуктов, дикоросов и питьевой воды из отдаленных районов Камчатского края для последующих лабораторных исследований в аккредитованные лаборатории г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово;
3) мониторинг Козельского полигона захоронения ядохимикатов и пестицидов.
Целью выполнения мониторинговых работ является контроль за состоянием подземных и поверхностных вод в районе захоронения пестицидов и агрохимикатов.
Полигон захоронения ядохимикатов и пестицидов организован предприятием "Камчатсельхозснаб" в период 1979-1981 годов без соответствующего проекта на строительство и требуемого обустройства.
В связи с проявлением негативного воздействия на геологическую (подземные воды) и природную окружающую среду (поверхностные водотоки) в районе полигона необходимо вести мониторинг по изучению их состояния;
4) экологическое обследование состояния особо охраняемых природных территорий регионального значения в Камчатском крае.
Выполнение данных работ необходимо для оценки современного состояния особо охраняемых природных территорий регионального значения в Камчатском крае и научного обоснования их правового статуса, подготовки предложений и обоснований границ, подготовки рекомендаций по улучшению экологического состояния особо охраняемых природных территорий в Камчатском крае.
Организация и функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения в Камчатском крае
В Камчатском крае создана сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) разных категорий и видов, режима охраны и назначения. Специалисты оценивают ее как одну из наиболее разработанных и удачных региональных сетей ООПТ в России, играющую важную роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия, важнейших природных достопримечательностей Камчатки, восстановлении ряда пострадавших популяций животных.
Сложившаяся система ООПТ призвана обеспечить баланс между необходимостью сохранения уникального биологического разнообразия Камчатки и неистощительным освоением ее природных ресурсов, лежащим в основе устойчивого социально-экономического развития региона.
При оценке эффективности ООПТ Камчатского края следует понимать, что все они создавались, прежде всего, в целях охраны природных объектов (территорий) и не преследовали в качестве основной задачи извлечение прибыли от коммерческой деятельности.
Этот факт предопределил развитие ООПТ регионального значения и государственное управление ими в Камчатском крае до настоящего времени.
Общая площадь земель, занятых ООПТ в Камчатском крае, составляет 5,36 млн. га или 11,5% территории края, из которых на ООПТ федерального значения приходится 3,5 %, на ООПТ регионального значения - 7,5 % (или 3476,34 тыс. га (сюда не включена площадь 32 перспективных памятников природы регионального значения, которая нормативными актами не установлена), на ООПТ местного значения - 0,5 %. При этом 3,7 млн. га или 8% территории края включено в "Список объектов Всемирного Природного Наследия". На охраняемые морские акватории приходится 3,8 млн.га. Общее количество ООПТ в Камчатском крае - 124 объекта, из них:
- 6 ООПТ федерального значения (3 природных заповедника, 1 природный заказник и 2 округа санитарной охраны (курорт Паратунка и Малкинское месторождение минеральных вод);
- 116 ООПТ регионального значения (4 природных парка под номинацией "Вулканы Камчатки", 15 заказников, 97 памятников природы, из которых 12 памятников природы находятся на ООПТ федерального значения и 14 - на территории природных парков регионального значения);
- 2 ООПТ местного значения (1 ландшафтный природный парк, 1 заказник (научный стационар).
Сеть ООПТ Камчатского края признана на международном уровне: шесть ООПТ края разных категорий и видов (Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник, Быстринский, Налычевский, Ключевской и Южно-Камчатский природные парки) включены в "Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО" (номинация "Вулканы Камчатки"); государственные природные биосферные заповедники Кроноцкий и Командорский вошли во
Всемирную сеть биосферных резерватов (программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера").
Сведения об особо охраняемых природных территориях в Камчатском крае (по состоянию на 31.12.2011 года) представлены в таблице 1.