Организация оздоровления, отдыха детей должна стать неотъемлемой частью социальной политики, политики развития человеческого потенциала, главный ориентир которой - вклад в повышение общего качества жизни детей.
С учетом актуальности задач содействия демографическому росту в стране и регионе органы государственной власти, органы местного самоуправления видят свою задачу в том, чтобы повысить эффективность системы оздоровления, отдыха и занятости детей.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по оздоровлению и отдыху детей переданы субъектам Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления).
В целях реализации указанных федеральных законов в республике принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок и механизм использования средств федерального и республиканского бюджетов, а также определяющих основные задачи в сфере детского отдыха.
Внесены изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие страхование детей в период нахождения в оздоровительных учреждениях; увеличение возраста оздоравливаемых детей до 16 лет включительно;
проведение инвентаризации, составление и ведение реестра материальной базы детских районных оздоровительных лагерей.
Принятие и действие республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Калмыкия на 2012 - 2014 годы" с 2012 года способствовало координации и осуществлению контроля за проведением детской оздоровительной кампании в республике. Однако, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, независимо от даты их утверждения.
Вместе с тем, существует необходимость дальнейшей реализации программных мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей.
В этой связи, разработана подпрограмма "Организация отдыха и оздоровления детей, перевозки несовершеннолетних, опеки и попечительства недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан в Республике Калмыкия" в рамках государственной программы "Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2013 года N 317.
Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Калмыкия осуществляется на базе районных (стационарных) детских оздоровительных лагерей, лагерей дневного пребывания при общеобразовательных учреждениях, санаторных оздоровительных лагерей за пределами республики.
Оздоровление детей проводится круглогодично, но основным периодом в этой работе является летняя оздоровительная кампания. В 2014 году функционировало 125 организаций отдыха, в том числе:
6 районных детских оздоровительных лагерей;
1 районный пансионат "Сюмин Булнг";
118 лагерей дневного пребывания детей, организуемых на базе общеобразовательных учреждений.