Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные). Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно данным государственной статистической отчетности по форме N 2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила:
- в 2011 году - 41,644 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,690 тыс. тонн (9,0%), автотранспорта - 37,954 тыс. тонн (91,0%);
- в 2012 году - 46,389 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,856 тыс. тонн (8,3%), автотранспорта - 42,533 тыс. тонн (91,7%);
- в 2013 году - 18,61 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 6,71 тыс. тонн (36,1%), автотранспорта - 11,9 тыс. тонн (63,9%);
- в 2014 году - 36,605 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 4,905 тыс. тонн (13,4%), автотранспорта - 31,700 тыс. тонн (86,6%).
Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств. По данным Управления Росприроднадзора по РК на территории республики в 2014 году учтены выбросы от 102 233 ед. автомобильного транспорта. Среди субъектов Российской Федерации Калмыкия относится к наиболее дефляционно-опасным территориям. С увеличением площадей нарушенных земель возрастает запыленность атмосферного воздуха. Однако стационарные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории республики не ведутся.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа, как с руководителями предприятий, так и с лицами, ответственными за производственный экологический контроль и за проведение природоохранных мероприятий на предприятии, о необходимости экологической модернизации производства. С целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства проводится практика проведения ежеквартальных семинаров-консультаций с экологами предприятий на подконтрольной территории.