Транспортный комплекс является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры Астраханской области. Его устойчивое функционирование является одним из показателей качества жизни населения.
Ежегодно возрастающая загруженность автомобилями магистралей, отсутствие возможности в условиях сложившейся застройки значительно расширять проезжую часть улиц неотвратимо ведет к кризису нормального функционирования городской среды, который сопровождается транспортными заторами, ухудшением экологической обстановки, возрастанием энергетических затрат, увеличением количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Кроме того, качество транспортного обслуживания также остается достаточно низким. На маршрутах имеют место нарушение утвержденных графиков движения, срывы вечерних низкодоходных рейсов, задержка грузов, длительное обслуживание вызовов скорой медицинской помощи и т.п., что вызывает обоснованные нарекания жителей Астраханской области.
Устранение этих недостатков возможно при оборудовании автотранспорта скорой медицинской помощи, транспортных средств, работающих на городских и пригородных маршрутах, грузовых перевозках, современным, независимым от перевозчика объективным контролем. Решение этой задачи, а также повышение качества, комфортности и стабильности автомобильных пассажирских перевозок может быть достигнуто с помощью внедрения спутниковых навигационных технологий.
В Астраханской области внедрение спутниковых навигационных технологий осуществляется с 2009 года.
В целях реализации Соглашения между Правительством Астраханской области и Федеральным космическим агентством по созданию региональной навигационно-информационной системы Астраханской области от 25.06.2007 N АП-4/01-06-81 реализован пилотный проект, в котором приняли участие главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (далее - ГУ МЧС России по Астраханской области), управление внутренних дел по Астраханской области, областное государственное учреждение "Транспортное управление Правительства Астраханской области", муниципальные учреждения здравоохранения "Володарская центральная районная больница" и "Красноярская центральная районная больница".
В рамках проекта создана региональная навигационно-информационная система (РНИС) "Регион" на базе закрытого акционерного общества "ТрансМастер - Астрахань". За счет средств бюджета Астраханской области приобретены оборудование и программное обеспечение диспетчерских пунктов, карты автодорог, установлены 46 абонентских терминалов ГЛОНАСС.
В связи с кризисными и посткризисными явлениями в экономике доходная часть бюджета Астраханской области в 2009 - 2010 годах сократилась, расходы на дальнейшее развитие РНИС были секвестированы и достичь конечных результатов реализации проекта не представилось возможным.
ИОГВ и ОМСУ МО, организации и предприятия Астраханской области, независимо друг от друга используют отдельные элементы навигационных систем. При этом приобретается разнотипное стационарное и бортовое оборудование, что не дает возможности организовать действенный мониторинг.
Отсутствует единая система мониторинга, позволяющая принимать необходимые управленческие решения и осуществлять комплексный подход к внедрению спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности в различные области экономики Астраханской области.
Дальнейшее развитие обособленных систем мониторинга в Астраханской области приведет к дублированию и неэффективному использованию бюджетных средств, снижению рентабельности использования регионального и муниципального транспорта (более 500 ед.), получения, хранения и комплексного предоставления информации, полученной космическими и другими информационными средствами, отсутствию взаимного обмена конечными результатами.
Проблема носит комплексный межведомственный характер и не может быть решена на уровне отдельных ИОГВ и ОМСУ МО.
Масштаб задач по внедрению технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, стоящих перед Астраханской областью, указывает на необходимость консолидировать организационные, технологические и экономические ресурсы региона в рамках единой региональной навигационно - геоинформационной политики.
Для выхода из сложившейся ситуации предлагается принять следующие принципиальные решения:
- обеспечение централизации заказов ИОГВ и ОМСУ МО как на материалы ДЗЗ (космоснимки), так и на работы по созданию систем, использующих результаты космической деятельности с целью повышения эффективности бюджетных затрат;
- привлечение к проектированию и созданию таких систем высококвалифицированных научных коллективов, имеющих практический опыт, как в предметной области мониторинга, так и в космических технологиях;
- реализация комплекса мероприятий по повышению квалификации и подготовке новых кадров для органов управления различного уровня, бюджетных и коммерческих организаций.
Из вышеизложенного следует, что столь сложный комплекс работ, требующий выполнения системы целенаправленных и скоординированных мероприятий, может быть реализован только при использовании программно-целевого метода.
Комплексное решение проблем программно-целевым методом требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий ИОГВ и ОМСУ МО, что в результате позволит:
- обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям Программы и сократить временные и материальные затраты;
- обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Астраханской области, других бюджетов и привлекаемых из внебюджетных источников на решение задач в области использования спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств на предоставление продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в этой сфере, реализуемых в Астраханской области в рамках различных программ и проектов;
- сформировать и обеспечить эффективное использование региональной навигационно-информационной инфраструктуры, включая использование инфраструктуры пространственных данных, внедрение спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности, для широкого круга конечных пользователей Астраханской области;
- обеспечить устойчивое межведомственное, межрегиональное и информационное взаимодействие федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры внедрения спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности;
- обеспечить комплексный подход при получении, обработке, хранении и комплексном предоставлении информации, полученной космическими и другими информационными средствами;
- реализовать единую техническую и технологическую политику при внедрении и использовании технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах Астраханской области;
- сформировать необходимые условия и правила предоставления услуг на основе использования спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности.
Реализация Программы позволит устранить существующее несоответствие между уникальными возможностями динамично развивающегося космического потенциала, накопленного в Российской Федерации, и его недостаточным использованием для решения актуальных задач социально-экономического и инновационного развития Астраханской области.