ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 года N 236
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛИГА ПОМОЩИ: ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.12.2013 N 631)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 478.
____________________________________________________________________
В целях ранней профилактики социального сиротства детей, сокращения лишений родителей родительских прав Правительство Курганской области
постановляет:
1. Утвердить целевую Программу Курганской области "Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав" на 2013 - 2015 годы согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.12.2013 N 631)
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛИГА ПОМОЩИ: ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.12.2013 N 631)
┌═════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Целевая программа Курганской области "Лига помощи:│
│ │профилактика социального сиротства, лишения│
│ │родительских прав" на 2013 - 2015 годы (далее -│
│ │Программа) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик │Правительство Курганской области │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнитель- │Главное управление социальной защиты населения│
│координатор │Курганской области │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │Главное управление социальной защиты населения│
│ │Курганской области │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │Правительство Курганской области, │
│ │Главное управление социальной защиты населения│
│ │Курганской области, │
│ │Главное управление образования Курганской области, │
│ │Департамент здравоохранения Курганской области, │
│ │Главное управление по труду и занятости населения│
│ │Курганской области, │
│ │Управление культуры Курганской области, │
│ │Управление по физической культуре, спорту и туризму│
│ │Курганской области, │
│ │Управление Министерства внутренних дел Российской│
│ │Федерации по Курганской области (по согласованию), │
│ │комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав│
│ │при Правительстве Курганской области, │
│ │уполномоченный при Губернаторе Курганской области│
│ │по правам ребенка, │
│ │государственные и муниципальные учреждения (по│
│ │согласованию), │
│ │органы местного самоуправления муниципальных районов и│
│ │городских округов Курганской области (по согласованию),│
│ │Курганский областной общественный благотворительный│
│ │фонд содействия защите материнства и детства "Мама" (по│
│ │согласованию), │
│ │Курганское областное отделение общероссийского│
│ │общественного благотворительного фонда "Российский│
│ │детский фонд" (по согласованию), │
│ │общественный совет "Молодежное правительство Курганской│
│ │области" (по согласованию), │
│ │общественные организации (по согласованию) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Цель Программы: ранняя профилактика социального│
│ │сиротства детей, сокращение лишений родителей│
│ │родительских прав. │
│ │Задачи Программы: │
│ │укрепление института семьи, поддержание престижа│
│ │материнства и отцовства, формирование ценностей│
│ │ответственного родительства, ранняя профилактика│
│ │семейного и детского неблагополучия; │
│ │внедрение новых технологий и методов работы по раннему│
│ │выявлению семейного неблагополучия и оказанию│
│ │индивидуализированной адекватной поддержки семьям с│
│ │детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том│
│ │числе предоставления им новых видов социальных услуг; │
│ │внедрение эффективных технологий и методов профилактики│
│ │социального сиротства, включая социальное сопровождение│
│ │семей с детьми, находящихся в социально опасном│
│ │положении, мониторинг жизнедеятельности семей группы│
│ │риска по лишению родителей родительских прав │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Целевые │Численность родителей, лишенных родительских прав│
│индикаторы │(человек); │
│ │численность родителей, ограниченных в родительских│
│ │правах (человек); │
│ │численность родителей, восстановленных в родительских│
│ │правах (человек); │
│ │численность родителей, в отношении которых отменено│
│ │ограничение в родительских правах (человек); │
│ │число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в│
│ │социально опасном положении (семьи); │
│ │удельный вес семей, находящихся в социально опасном│
│ │положении, снятых с учета в связи с улучшением│
│ │положения, от общего количества снятых с│
│ │профилактического учета (процент); │
│ │численность детей, находящихся в социально опасном│
│ │положении (процент); │
│ │удельный вес детей - воспитанников специализированных│
│ │учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в│
│ │социальной реабилитации, возвращенных в родные семьи│
│ │(процент); │
│ │удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без│
│ │попечения родителей, в общей численности детского│
│ │населения (процент); │
│ │удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без│
│ │попечения родителей, переданных на воспитание в семью,│
│ │в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без│
│ │попечения родителей (процент); │
│ │удельный вес детей, переданных на воспитание в приемные│
│ │семьи, в общем количестве детей-сирот и детей,│
│ │оставшихся без попечения родителей (процент) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы│2013 - 2015 годы. │
│реализации │Программа реализуется в один этап │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Финансовое │Общий объем финансирования Программы составляет│
│обеспечение │1595820,55 тыс. рублей, в том числе: │
│ │1567589,2 тыс. рублей - средства областного бюджета; │
│ │28231,35 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей,│
│ │находящихся в трудной жизненной ситуации (по│
│ │согласованию) <*>; │
│ │в том числе по годам: │
│ │2013 год - 580927,95 тыс. рублей, из них: 571851,6 тыс.│
│ │рублей - средства областного бюджета, 9076,35 тыс.│
│ │рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в│
│ │трудной жизненной ситуации (по согласованию); │
│ │2014 год - 533874,15 тыс. рублей, из них: 524062,3 тыс.│
│ │рублей - средства областного бюджета, 9811,85 тыс.│
│ │рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в│
│ │трудной жизненной ситуации (по согласованию); │
│ │2015 год - 481018,45 тыс. рублей, из них: 471675,3 тыс.│
│ │рублей - средства областного бюджета, 9343,15 тыс.│
│ │рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в│
│ │трудной жизненной ситуации (по согласованию) │
│(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.12.2013│
│N 631) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │Снижение численности родителей, лишенных родительских│
│конечные │прав, на 4,0%; │
│результаты │снижение численности родителей, ограниченных в│
│ │родительских правах, на 9,0%; │
│ │увеличение численности родителей, восстановленных в│
│ │родительских правах, на 12,0%; │
│ │увеличение численности родителей, в отношении которых│
│ │отменено ограничение в родительских правах, на 28,6%; │
│ │снижение числа семей с несовершеннолетними детьми,│
│ │находящихся в социально опасном положении, на 2,3%; │
│ │увеличение удельного веса семей, находящихся в│
│ │социально опасном положении, снятых с учета в связи с│
│ │улучшением положения от общего количества снятых с│
│ │профилактического учета на 6,3%; │
│ │снижение числа детей, находящихся в социально опасном│
│ │положении, на 3%; │
│ │увеличение удельного веса детей - воспитанников│
│ │специализированных учреждений для несовершеннолетних,│
│ │нуждающихся в социальной реабилитации, возвращенных в│
│ │родные семьи, на 3%; │
│ │сокращение удельного веса детей-сирот и детей,│
│ │оставшихся без попечения родителей, в общей численности│
│ │детского населения на 0,2%; │
│ │увеличение удельного веса детей-сирот и детей,│
│ │оставшихся без попечения родителей, переданных на│
│ │воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и│
│ │детей, оставшихся без попечения родителей, на 4,0%; │
│ │увеличение удельного веса детей, переданных на│
│ │воспитание в приемные семьи, в общем количестве│
│ │детей-сирот и детей, оставшихся без попечения│
│ │родителей, на 8,0% │
└═════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…
________________
<*> Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются прогнозными.
В Курганской области в последние годы наметились положительные тенденции по снижению числа социально-неблагополучных семей с детьми. По состоянию на 1 января 2013 года в электронный банк данных занесены сведения о 33465 семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (2010 год - 40061 семья; 2011 год - 34926 семей), и 1236 семьях с детьми, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 1315 семей; 2011 год - 1208 семей).
За последние годы наблюдается также тенденция увеличения числа семей, получивших социальную помощь: 2010 год - 27981 (69,8% от числа семей, состоящих на учете в социозащитных учреждениях), 2011 год - 33305 (95,4%), 2012 год - 32759 (97,9%).
Вместе с тем в 2010 - 2012 годах на ранней стадии семейного неблагополучия выявлена только треть таких семей (33%), а число семей, снятых с учета в связи с улучшением положения в них, не превышает 38,7%.
В настоящее время около 2,4 тыс. детей проживают в социально-неблагополучных семьях, где родители, ведущие асоциальный образ жизни, пренебрегают интересами детей, вплоть до игнорирования их первичных потребностей в питании, одежде, лечении, обучении и пр. В наиболее уязвимом положении находятся дети, родители которых страдают алкогольной зависимостью, имеют низкую педагогическую культуру, являются безработными, находятся в предразводном состоянии или иной кризисной ситуации.
Ежегодно около 600 детей проходят социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, из них только 41% возвращаются в родные семьи.
Около 1% новорожденных детей ежегодно остаются без попечения родителей уже в родильных домах вследствие отказа от них матерей. Лишь небольшая часть отказов связана с тяжелым заболеванием или врожденными пороками младенца.
С целью повышения качества консультативной помощи беременным женщинам в кризисных ситуациях в учреждениях родовспоможения организованы 18 кабинетов медико-социальной помощи, в которых работают 17 психологов, 12 социальных работников и 8 юристов. За 2011 - 2012 годы проведена серия обучающих семинаров для сотрудников кабинетов медико-социальной помощи по вопросам доабортного консультирования.
Стабильно высокой сохраняется численность:
выявленных детей, оставшихся без попечения родителей: 2010 год - 800 детей; 2011 год - 819 детей; 2012 год - 772 ребенка;
родителей, ограниченных в родительских правах: 2010 год - 57 человек, 2011 год - 82 человека, 2012 год - 97 человек.
Ежегодно 500 родителей лишаются родительских прав.
В 2012 году совместно с учреждениями для детей-сирот органами опеки и попечительства Курганской области проводилась реабилитационная работа с родителями, чьи дети были признаны оставшимися без попечения родителей. В биологические семьи возвращено 187 детей (2010 год - 235 детей, 2011 год - 193 детей), в судебном порядке восстановлено в правах 25 родителей.
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в Курганской области согласно порядку деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, разработанным комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области (протокол от 15 апреля 2010 года N 2) в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
При поступлении информации о детях, находящихся в социально опасном положении (в любой форме), незамедлительно (в течение трех часов) по месту жительства семьи выезжает межведомственная мобильная группа, которая отражает изученную ситуацию в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Информация с предложениями направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) и по необходимости в иные органы согласно статье 9 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В ходе коллегиального рассмотрения данной информации комиссия координирует деятельность субъектов системы профилактики по проведению профилактической работы в отношении семьи в соответствии с межведомственной индивидуальной программой социальной реабилитации, которая имеется во всех заинтересованных органах. Промежуточные результаты работы с семьей ежеквартально рассматриваются на заседании комиссии с внесением информации о динамике в семье.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их законных представителей проводится до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних.