Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 16.12.2013)

4.3.1. Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи


Амбулаторно-поликлиническую помощь на территории области оказывают 147 лечебных учреждений (27 самостоятельных поликлиник, 87 поликлиник при больничных учреждениях, 13 стоматологических поликлиник и 20 диспансеров).

Доля самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений в структуре ЛПУ области составляет 18,4%, что меньше, чем в целом по РФ. Это объясняется тем, что в больших городах Иркутской области в период реализации государственного проекта "Новый хозяйственный механизм" начался процесс укрупнения ЛПУ, который продолжается и до настоящего времени. Это позволяет улучшить управляемость служб, снизить административные расходы, повысить эффективность использования кадровых и материальных ресурсов, облегчить информатизацию поликлиники. Создание на основе объединения нескольких ранее самостоятельных поликлиник одного юридического лица не снижает территориальную доступность амбулаторной первичной медико-санитарной помощи для населения, не приводит к уменьшению численности врачей и медицинских сестер.

Общая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - 57012 посещений в смену. За последние 5 лет увеличилась на 1,83% и в 2009 году составила 22,3 посещения в смену на 1000 населения.

При расчете числа посещений в смену на 1000 населения наиболее крупные амбулаторно-поликлинические приемы в Ольхонском районе - 34,4, г. Саянске - 32,8, Нижнеилимском районе - 27,7; недостаточная мощность в Эхирит-Булагатском - 4,1, Тулунском - 6,0, Зиминском - 6,7 района.

В 2011 - 2012 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 9,5 посещения на 1-го жителя области за счет увеличения посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 32%:

- улучшение работы участковой службы с учетом ведения "Паспорта врачебного участка", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 255;

- рост патронажный посещений до 20%;

- рост активных посещений до 20%;

- развитие стационарозамещающих организационных форм;

- внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уход на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

- распространение выездных форм работы областных учреждений;

- совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

- увеличение объемов профилактической работы, в том числе осуществление профосмотров в соответствии с действующим законодательством, углубленных медицинских осмотров ветеранов ВОВ, освидетельствование водителей.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая в трудоспособном возрасте (таблица - показатели реализации Программы модернизации Иркутской области на 2011 - 2012 гг.).

Таким образом, в регионе в процессе реализации Программы модернизации выйдет на индикаторы сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности.

Кроме того, для снижения напряжения медико-социальной ситуации в амбулаторно-поликлинических учреждениях дополнительно будут организованы кабинеты кризисной службы, медико-психологической разгрузки и отделения кризисных состояний, между которыми будет осуществляться взаимодействие, в том числе со специализированными учреждениями здравоохранения.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь. Она включает: участковую терапевтическую службу и врачей специалистов. Кроме этого имеются кабинет (отделение) профилактики, смотровой кабинет, флюорография, рентгенография, электрокардиография, школы здоровья, отделения медико-социальной помощи, лабораторная диагностика и в ряде ЛПУ Центры здоровья, дневной стационар, отделение неотложной медицинской помощи. Состав узких специалистов будет определен в соответствии со структурой заболеваемости.

Второй уровень представлен межтерриториальными амбулаторными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межтерриториальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям и развертываться отделения неотложной медицинской помощи, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая КТ и ЯМРТ.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Для повышения эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений налажено тесное взаимодействие между поликлиниками и "Центрами здоровья". Пациенты с выявленными при обследовании в "Центрах здоровья" факторами риска развития патологических состояний, направляются для дальнейшего обследования в амбулаторно-поликлинические учреждения. Пациенты I и II групп здоровья, выявленные при всех видах медицинских осмотров, направляются в "Центры здоровья" для разработки индивидуальных планов ведения здорового образа жизни.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, активизировать деятельность Центров здоровья.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и как следствие снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

На 2 и 3 уровнях планируется организация дневных стационаров и службы неотложной медицинской помощи.

В связи с психосоциальной напряженностью организуются кабинеты психологической разгрузки, антикризисные центры (см. раздел 4.6.3).