Утвержденная стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Иркутской области (далее - ТПГГ) в 2009 году составила 17212,3 млн. рублей, что меньше расчетной потребности в финансовом обеспечении ТПГГ (26736,7 млн. рублей); дефицит составляет 38,5%.
Фактическое исполнение ТПГГ составило 16441,9 млн. руб. Дефицит финансового обеспечения ТПГГ в основном сложился при значительном увеличении с 2009 года финансовых нормативов базовой программы государственных гарантий.
При планировании ТПГГ на 2010 год проведена индексация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС на увеличение стоимости материальных запасов в медицинских организациях на 10%, за счет незначительного снижения объемов помощи в круглосуточных стационарах.
Такое планирование соответствует общей стратегии развития здравоохранения ИО: оптимизации структуры оказания медицинской помощи за счет развития стационарозамещающих технологий и уменьшения необоснованных объемов стационарной помощи, чему способствует введение со 2-го полугодия 2009 года в системе ОМС оплаты медицинской помощи по законченному случаю.
Оптимизация структуры оказания медицинской помощи позволяет увеличивать тарифы на медицинские услуги, постепенно приближая их к федеральным нормативам. Средние затраты в системе ОМС в 2010 году достигли: на 1 посещение - 147,0 рубля; 1 койкодень - 1025,15 рубля; 1 день лечения - 265,51 рубля.
Общая стоимость ТПГГ на 2010 год запланирована в сумме 26739,4 млн. рублей. В текущем году предпринимались меры по увеличению финансовой обеспеченности ТПГГ. Утвержденная стоимость ТПГГ первоначально составила 16645,0 млн. руб., в течение года была скорректирована до 17 733,9 млн. рублей. Увеличение составило 1088,9 млн. руб., в том числе программы ОМС - на 421,2 млн. рублей, медицинской помощи, финансируемой из средств бюджета, - на 667,7 млн. рублей.
Прогноз исполнения ТПГГ в 2010 году составит 17735 млн. рублей, в том числе Территориальной программы ОМС - 9358 млн. рублей.
В 2009 и 2010 гг. объемы медицинской помощи ТПГГ не были сбалансированы по видам медицинской помощи, однако имеется положительная динамика в сторону усиления.
Важно подчеркнуть, что, несмотря на дефицитность ТПГГ, в частности, ТП ОМС, относительно расчетной стоимости по федеральным нормативам, в многолетней динамике имеет место рост объема страховых взносов на неработающее население. В 2009 и 2010 годах размер взноса составил 3035,4 млн. рублей.
Следует отметить, что прогнозные значения стоимости ТПГГ на 2011 - 2012 гг. составлены в период, когда бюджет области находится в стадии формирования, и его параметры, включенные в прогнозные расчеты, могут меняться. Кроме того, прогноз не учитывает средства федерального бюджета, поэтому рост финансирования ТПГГ не сопровождается полным сокращением дефицита ее финансового обеспечения. В то же время, учитывая систематическое финансовое наполнение ТПГГ в течение года за счет дополнительных доходов областного бюджета, которое наблюдалось даже в сложный период мирового финансового кризиса, в целом прогноз снижения дефицитности ТПГГ ИО представляется оптимистичным.
Вместе с тем, планомерное повышение финансовой обеспеченности ТПГГ, рост объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не в состоянии решить проблему дефицитности ТПГГ в полном объеме. В свою очередь, это не позволяет адекватно наполнить тарифы на медицинские услуги в системе ОМС. Для решения данной задачи необходимы дополнительные средства в рамках Программы модернизации здравоохранения.
Территориальная программа государственных гарантий (ТПГГ) Иркутской области оценивается как несбалансированная по видам и условиям оказания объемов медицинской помощи.
В связи с проведением оценки эффективности деятельности органов управления здравоохранением муниципальных образований области и учреждений здравоохранения, введением в системе ОМС финансирования по законченному случаю планируется дальнейшая оптимизация структуры оказания медицинской помощи за счет снижения уровня госпитализации в круглосуточные стационары до 23,7 на 100 человек к 2013 году (2009 год - 24,4; 2010 год - 24,2) с одновременным ростом стационарозамещающей и амбулаторной помощи при повышении структурной эффективности здравоохранения области (снижение объемов стационарной и скорой медицинской помощи ориентировочно на 14 и 10% соответственно, рост объемов амбулаторной помощи и дневных стационаров всех типов на 7%).
Планирование объемов на 2011 - 2012 год осуществлялось с учетом уровня и структуры заболеваемости населения в ИО, а также изменения технологий оказания медицинской помощи. Акцент сделан в пользу увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи и снижения объемов стационарной помощи.
Повышение структурной эффективности системы является фактором, позволяющим повысить тарифы на медицинские услуги, особенно в стационарном звене, и приблизить их величину к рекомендуемым федеральным нормативам стоимости единицы услуги.