Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 16.12.2013)

4.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Сохранение и укрепление здоровья населения являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Иркутской области. Социальная направленность бюджета Иркутской области (далее - ИО) наряду с успешной реализацией федеральных программ в области здравоохранения позволила существенно улучшить демографическую ситуацию в регионе и снизить смертность населения, как общую, так и по основным классам заболеваний.

Достигнуты успехи в области охраны материнства и детства, активно развивается профилактическое направление в медицине, действуют центры здоровья, реализуются и расширяются программы диспансеризации населения. Особое внимание уделяется совершенствованию первичной медико-санитарной помощи. Ежегодно увеличивается число граждан, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, как в областных больницах, так и в федеральных центрах. Наряду с федеральной программой успешно действует территориальная программа обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами.

Вместе с тем показатели здоровья населения по-прежнему значительно отстают от достигнутых развитыми европейскими странами. Это свидетельствует о необходимости существенного повышения качества медицинской помощи - важнейшего фактора сохранения здоровья нации.

Первой ключевой проблемой системы здравоохранения ИО является существенное недофинансирование Территориальной программы государственных гарантий (45% от установленного федерального норматива ПГГ). Как следствие этого недофинансирования в здравоохранении возникли следующие проблемы:

- низкая заработная плата медицинских работников (на 27% ниже, чем в среднем в экономике региона), что обусловливает отток кадров из отрасли и высокий коэффициент совместительства (1,6);

- неудовлетворительная материально-техническая база здравоохранения: высокий износ медицинского оборудования (40% оборудования эксплуатируется сверх нормативного срока), обветшание зданий и сооружений (средний износ зданий - 40%) и соответственно в разы перерасход средств на жилищно-коммунальные услуги;

- отсутствие современного медицинского оборудования, недостаток современных лекарственных средств и расходных материалов, что препятствует внедрению современных стандартов медицинской помощи;

- слабая информатизация отрасли, препятствующая оптимизации труда медицинских работников, координации медицинской помощи и оперативного учета и анализа данных в здравоохранении.

Второй ключевой проблемой здравоохранения ИО является неэффективное использование ресурсов системы. Это проявляется:

- в отсутствии обоснованных (т.е. составленных с учетом потребности населения в медицинской помощи и современных технологий оказания медицинской помощи) нормативов объемов медицинской помощи по видам ее оказания (недостаточные объемы амбулаторно-поликлинической помощи и преобладание стационарной помощи, недостаточные объемы помощи по реабилитации и длительному уходу за больными);

- в отсутствии обоснованных нормативов обеспеченности в коечном фонде и медицинских работниках (устаревшие штатные расписания);

- в существенно неравномерном распределении мощностей сети лечебных учреждений здравоохранения и медицинских кадров по территории ИО, и как следствие - низкая доступность медицинской помощи для населения отдаленных муниципальных образований;

- в несбалансированной структуре кадров по специальностям;

- в отсутствии современных систем оплаты труда, стимулирующих повышение качества медицинской помощи;

- в отсутствии современной системы оценки эффективности и результативности деятельности руководителей здравоохранения всех уровней, в том числе оценки качества и доступности медицинской помощи в соответствии с международными критериями.

Все это диктует необходимость скорейшего обновления нормативов во всех элементах системы здравоохранения ИО, а также внедрения программно-целевых методов управления отраслью в регионе.

Таким образом, для реализации поставленных Президентом Российской Федерации целей: улучшения демографической ситуации, повышения качества и продолжительности жизни людей, снижения заболеваемости и смертности необходимо провести комплексную модернизацию системы здравоохранения и интенсифицировать ее деятельность, что позволит обеспечить каждого гражданина квалифицированной и доступной медицинской помощью.

Программа модернизации здравоохранения Иркутской области направлена на совершенствование инфраструктуры отрасли (кадры и материально-техническое оснащение медицинских организаций), оптимизацию технологических процессов (медицинских, кадровых, финансовых и информационных) и является комплексом социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованным по ресурсам, исполнителям, срокам реализации.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан:

- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (с последующими изменениями);

- постановления Правительства Российской Федерации:

1. От 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

2. От 7 февраля 2011 года N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации";

- Приказы Минздравсоцразвития России:

1. От 17 февраля 2011 года N 141н "Об утверждении Порядка заключения соглашений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о финансовом обеспечении региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011 - 2013 годы".

2. От 30 декабря 2010 года N 1240н "Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь";

- Законы Иркутской области: