На современном этапе развития общества система дополнительного образования для детей приобретает все большее значение в развитии всесторонне развитой личности, при подготовке квалифицированных кадров, в приобретении практических навыков социализации подрастающего поколения. В связи, с чем важной частью социальной политики в Иркутской области является развитие дополнительного образования детей, в том числе развитие физической культуры и спорта.
В последнее десятилетие в Российской Федерации уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Сеть подведомственных министерству образования Иркутской области учреждений, оказывающих услуги по представлению дополнительного образования детям- ГОО ДОД тоже уменьшилась от 7 образовательных учреждений до 4. В 2012 произошло объединение 3-х ГОО ДОД: областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областной детский эколого-биологический центр", областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и краеведения" и областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского технического творчества" (далее - реорганизуемые образовательные учреждения). В форме слияния образовалось областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей (далее - ОГБУ ДОД) "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области" (далее – Учреждение).
Основная цель реорганизации ГОО ДОД - эффективное функционирование объединенных образовательных учреждений как мощного фактора качественного обновления образовательной системы в ГОО ДОД, что позволит:
1) повысить эффективность использования существующей материально-технической базы;
2) укрепить материально-техническую и технологическую базу;
3) улучшить эффективность использования инновационно-научного потенциала и кадровых резервов за счет интеграционных процессов;
4) повысить аккредитационные показатели (наполняемость групп, увеличение площадей: спортивные залы, учебные аудитории, технические лаборатории и др., увеличение библиотечно-информационного фонда, информатизация образовательного процесса);
5) повысить статус и престиж дополнительного образования педагогического образования в Иркутской области.
Обучающиеся реорганизуемых областных государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в количестве 3012 чел. продолжат обучение по образовательным программам в учреждении дополнительного образования детей "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области".
Развитие системы дополнительного образования детей в ГОО ДОД влияет на здоровье школьников, уровень их образованности и общей культуры, культуры толерантного взаимодействия с людьми и окружающей средой; способствует усилению общественной безопасности в силу влияния на снижение агрессивности и роста правонарушений в детской и подростковой среде, противодействию распространения в ней негативных явлений; сохранение бесплатности дополнительного образования детей, включение детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов является средством их социальной защиты. Решение задач личностного и профессионального самоопределения школьников, организация работы с одаренными детьми способствуют обеспечению интеллектуального роста и повышению конкурентоспособности.
Во всех подведомственных министерству образования Иркутской области организациях ГОО ДОД в настоящее время насчитывается более 226 творческих объединений (кружков, групп, спортивный секций) по разным направлениям деятельности, таких как: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и другие, в которых занимается 9 589 детей и подростков (7,8% от всех детей охваченных дополнительным образованием). Организации реализуют 112 образовательных программ. Из них 28-программ эколого-биологической направленности, 17-туристско-краеведческой и патриотической направленности, 23-спортивной направленности, 8-реабилитационной направленности для детей с ограниченными возможностями, 12-художественно-эстетической направленности; 12-технической направленности; 12-фольклерно-этнографической направленности.
{абз. 11 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}
В сфере дополнительного образования детей существуют следующие проблемы.
1. Для профильного обучения и приобретения практических навыков, социализации подрастающего поколения требуется разработка и внедрение инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.
2. С 2009 года наблюдается снижение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием в ОГОУ ДОД на 3% - 350 чел. и количества педагогических работников системы дополнительного образования детей на 29 человек - 9%. Причинами уменьшения числа занятых детей является как реорганизация учреждений, так и сокращение численного состава педагогических работников.
Важным направлением в работе ГОО ДОД является отслеживание судьбы талантливых детей и их поддержка на протяжении нескольких лет. Многие из детей выбирают дальнейший профессиональный путь, связанный с экологией, спортом, туризмом или творчеством. Сегодня становятся действительно востребованными специалисты по микробиологии и садовому дизайну, промышленному альпинизму и точным техническим наукам. В рамках данной Программы предполагается организация и формирование системы взаимодействия университетов и организаций дополнительного образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков к 2015 году.
{абз. 15 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}
3. 50% работников ГОО ДОД находятся в возрастной категории 35-55 лет, 20% в возрастной категории более 55 лет. Молодые специалисты в основном работают в общеобразовательных организациях. Эффективность и качество дополнительного образования во многом зависит от профессионального уровня педагогов.
{абз. 16 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}
4. Проблема автоматизации образовательных процессов и процессов управления в ГОО ДОД как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, сфера дополнительного образования также не является исключением.
Поэтому, одной из приоритетных задач развития системы дополнительного образования детей в Иркутской области будет также является информатизация системы дополнительного образования в целом, а в частности внедрение автоматизированных процессов в образовательную деятельность ГОО ДОД.
5. В течение последних десяти лет образовательные учреждения ОГОУ ДОД не были включены в инновационные проекты по развитию образования в Иркутской области. Финансирование данных учреждений происходило по остаточному принципу, поэтому материально-технической базы ОГОУ ДОД практически не обновлялись. Учебные кабинеты не оснащены современным учебным оборудованием. В настоящее время возникла проблема модернизации материально-технической базы организаций, соответствующая инновационному развитию экономики Иркутской области. Деятельность данных организаций должна быть направлена на создание равных "стартовых" возможностей каждому ребёнку для самореализации, оказание помощи одаренным и талантливым детям.
{абз. 19 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}
Приоритетным стратегическим направлением деятельности образовательных организаций ГОО ДОД на перспективу с 2013 года до 2015 года является формирование ГОО ДОД как конкурентоспособных организаций.
{абз. 20 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}
Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования в ОГОУ ДОД, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.
Стратегические направления развития образовательных организаций системы ГОО ДОД основываются на национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", основные направления социально-экономического развития ГОО ДОД призваны обеспечить:
{абз. 22 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 104-мпр}